Первая страница
Централизованная библиотечная система № 1 ВАО  
ЦБС № 1 ВАО
ЦБС № 1 ВАО и Корпоративная сеть публичных библиотек Москвы
Центральная библиотека им. М.А. Шолохова и филиалы
Статьи о библиотеках ЦБС № 1 ВАО
Издательская деятельность
Документы краеведческого фонда
Каталоги
Справочная система по ВАО
Учреждения культуры, досуга и спорта
Наш депутат

назад

ПРОГРАММА
РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Общие положения

Образование подрастающего поколения - это комплексный процесс, включающий воспитание и получение знаний в школе и в внешкольных организациях. Среди внешкольных организаций особое место занимает детская библиотека.

Анализ деятельности библиотек и проблем современного образования позволяет сформулировать вывод о том, что в современных условиях расширяются функции библиотек и особенно в помощь учебному процессу. Они играют важную роль в системе воспитания и общего образования подрастающего поколения.

Основными причинами этого являются:

1. Повышение роли подготовки детей к школе, связанной с реализацией концепции переноса некоторых разделов школьной программы в дошкольное обучение и воспитание, что, в свою очередь, обусловлено необходимостью подготовки определенной базы, которая обеспечила бы усвоение усложняющихся школьных программ.

2. Появление противоречия в процессе информационного обеспечения системы основного образования, выражающееся в том, что сейчас потребность в информации увеличивается, а ее доступность уменьшается. Эта проблема связана с появлением большого числа разнообразных программ обучения, введением в школьные программы новых предметов и недостатком новых учебников, учебных пособий и справочной литературы.

В связи с этим, освоение новых дисциплин и предметов по модернизированным программам происходит "со слов учителя" и "способом самостоятельной переработки школьниками самостоятельно добытой информации", за которой школьники обращаются в библиотеку.

3. Возрастание значения различных видов неформального образования, одним из которых является дополнительное образование, предназначенное для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных интересов детей. Дополнительное образование позволяет расширить культурное пространство самореализации личности, стимулирует школьника к творчеству. Без информационной поддержки со стороны детской библиотеки успешное развитие любого из видов дополнительного образования, невозможно. Кроме того, детская библиотека сегодня, располагая богатейшими фондами книг и аудио-видео-документов, сотрудниками со специальной педагогической и психологической подготовкой, сама выполняет и функции учреждения дополнительного образования.

4. В связи с новой парадигмой гуманизации образования возрастает роль самообучения, которое реализуется путем самоподготовки детей. Получив задание от учителя, школьники пытаются найти нужную информацию реализуя свою программу поиска. При этом - второй стороной, диктующей условия поиска, но уже в процессе реализации выступает библиотекарь.

В связи с вышеизложенным, реализация общеобразовательной функции детской библиотекой на современном этапе имеет вполне определенное целевое назначение. Детская библиотека как центр обеспечения общего образования получает новые задачи и направления работы. Ее образовательная деятельность закреплена в Законе о библиотечном деле.

Цель программы, направления работы и решаемые задачи

Цель: повышение культурного и образовательного уровня подрастающего поколения.

Направления работы:

1. Информационное обеспечение всего процесса образования.

2. Организация обучения и воспитания подрастающего поколения на базе библиотеки.

3. Библиотечно-библиографическая подготовка детей.

4. Развитие связей библиотек с семьей, • учебными заведениями и другими организациями (работа с руководителями детского чтения, обеспечение материалов для учебных программ, пособия и практическая помощь родителям).

Требования к детской библиотеке при реализации данных направлений:

1. Библиотека должна стремиться к гарантированному информационному обеспечению в условиях роста потребности в информации и снижения ее доступности. Для этого необходимо учитывать большое разнообразие программ обучения в различных общеобразовательных учреждениях (школ, лицеев, гимназий и т. д.), а также их постоянное развитие и изменение, введение новых предметов.

2. Соблюдение принципов гуманистического подхода в обучении. Этот подход предполагает самораскрытие как учащихся так и учителя, что предусматривает более близкие, демократичные и, в целом, гуманные отношения, как между самими обучаемыми, так и между обучающим и обучаемыми. При этом возрастает роль самообучения, которое реализуется путем самоподготовки детей.

3. Высокий профессионализм библиотечных работников.

4. Создание детям и юношеству комфортных условий для встреч с Друзьями, чтобы они имели возможность использовать ресурсы библиотеки и удовлетворять свои индивидуальные потребности и интересы.

Задачи, которые решает библиотека в рамках программы обеспечения общего образования подрастающего поколения можно свести в 4 блока (рис. 1):

Рис. 1

1. Подготовка к школе. Перенос части школьной программы в дошкольную подготовку детей выдвигает требование организации самого процесса подготовки на базе определенных учреждений. При этом библиотека непосредственно выступает в роли учреждения дошкольной подготовки и решает задачу:

- организация дошкольного обучения и воспитания на базе библиотек.

2. Обеспечение основного процесса образования:

- адаптивное информационное обеспечение образования со стороны библиотек;

- обеспечение одинаково высокого уровня информационного обеспечения детей путем тесного сотрудничества библиотеки и всех образовательных учреждений, находящихся в районе ее обслуживания:

- библиотечно-библиографическая подготовка школьников;

- помощь в написании рефератов, сообщений по предметам школьной, лицейской, гимназической программ, в подготовке к зачетным неделям, школьным "срезам", тестированию, экзаменам.

3. Дополнительное образование:

- выполнение библиотекой функций учреждения дополнительного образования;

- информационное обеспечение, адекватное запросам пользователя.

4. Самообразование:

- информационное и организационное обеспечение самоподготовки в библиотеке.

Решение выделенных задач осуществляется при проведении конкретных мероприятий.

Организация библиотечного фонда

1. Фонд детской библиотеки № 115 отвечает принципу универсальности и комплектуется в соответствии с этим принципом.

2. Применяя метод экстраполяции в оптимизации состава фонда довести долю отраслевой литературы до 45 %.

3. В целях качественного выполнения образовательной функции, особое внимание уделить сбалансированному комплектованию по школьной программе.

4. Создать картотеку дезидерат.

5. Докомплектовать фонд литературой по :

а) Граждановедению;

б) Мировой художественной культуре;

в) Основам безопасной жизнедеятельности;

r) Литературоведению - Пушкиноведению;

д) Экологии.

6. Добиться равномерного обеспечения литературой различных возрастных групп.

7. Не стремиться к чрезмерной "самостоятельности" фонда:

- использовать Единый фонд детской литературы ЦБС;

- использовать Единый фонд библиотек микрорайона "Гольяново". Фонд - основа образовательной среды делового чтения.

Информационно - библиографическая работа и организация СБА

1. Отредактировать Систематические каталоги по ББК 1998 года.

2. Поддерживать в актуальном состоянии Алфавитно-предметную картотеку статей.

3. Исходя из запросов читателей оперативно вводить тематические рубрики в:

- краеведческую картотеку "Моя Москва",

- литературоведческую картотеку "Наш Пушкин".

4. Отредактировать картотеку сложных выполненных библиографических справок.

5. Информировать руководителей детского чтения, учителей-предметников о новых поступлениях в библиотеку путем выпуска аннотированного бюллетеня "Новые книги" два раза в год.

6. Знакомить читателей с новыми поступлениями в библиотеку путем ведения информационных картотек "Новые книги" для всех возрастных групп.

7. Систематически пополнять базу данных литературой, получаемой библиотеками ЦБС.

8. Создать картотеку "Христианство в литературе, живописи, искусстве" из цикла "Встречая XXI век".

Воспитание культуры чтения

Успешной самостоятельной работе школьников способствует библиотечно-библиографические занятия с учащимися. Научить каждого ребенка пользоваться общественными книжными фондами, СБА библиотеки, выработать привычку ежедневно пользоваться научно-познавательной книгой, формировать навык работы с книгой и периодической печатью - вот задачи библиотечно-библиографических занятий с учащимися в сфере организации делового чтения. Для делового чтения актуальна дидактическая установка "Научить учиться". Проведение таких занятий предполагает усилия и педагогов и библиотекарей. При этом комплекс проводимых мероприятий включает в себя:

- распределение занятий между учителями, библиотекарями школ и районной библиотекой;

- " составление плана проведения библиотечно-библиографических занятий;

- обеспечение библиотечно-библиографических занятий необходимыми пособиями;

- проведение семинаров - практикумов для учителей и библиотекарей.

Организация выставок

1. Для школьников 1 - 4 х классов разработать книжно-иллюстративные выставки с экспонированием рисунков и поделок.

2. Для школьников 5-9 классов организовать книжные выставки "Учиться, чтобы знать, знать " чтобы уметь" (география, математика, история, русский язык и т.д.).

3. Своевременно организовывать книжные выставки к юбилейным датам в цикле литературного календаря "Писатели нашего детства".

4. Разработать и организовать книжную выставку-размышление "На пороге XXI века".

5. При организации книжных выставок использовать прием музейной экспозиции по признаку тематической общности и в соответствии с принципами выставочного дизайна вместе с книгами экспонировать предметы декоративно-прикладного искусства.

Культурно-образовательная деятельность библиотеки

I. Пробудить интерес детей к учебникам, значит способствовать лучшему усвоению школьной программы. Проведение бесед и викторин с читателями детской библиотеки № 115, посвященных истории создания детских азбук и букварей показало, что такая демонстрация детских учебников, является для них отличной рекламой, пробуждает активный интерес читателей к детской учебной литературе. Содержание этих бесед и викторин включает материалы по истории создания и развития детской учебной литературы 1б - 20 веков.

II. Формы массовой работы с детьми, подростками и юношеством чрезвычайно разнообразны и направлены на культурно - образовательную деятельность. К ним относятся:

1. Различные клубы по интересам ("Теремок", "Лукоморье");

2. Литературные утренники;

3. Литературные игры;

4. Экскурсии по библиотеке;

5. Дни знаний;

6. Праздники:

- "Славянской культуры и письменности";

- "Недели детской книги";

- "Неделя театра, музыки, музеев";

7. Организация декад по предметам, изучаемым в школе. III. С большим интересом детьми воспринимаются оригинальные игровые формы работы. Поэтому в библиотеке целесообразно периодически проводить заседания КВН и конкурсы.

Связь с образовательными учреждениями.

1. Систематически знакомиться с документами и решениями Московского комитета по образованию.

2. Обращаться к специалистам журналов "Начальная школа", "Воспитание школьников" и т.д.

3. Выявить специализацию школ зоны обслуживания детской библиотеки № 115 (микрорайон "Гольяново").

4. Знакомиться с учебными программами и фондами школьных библиотек.

5. Выступать на заседаниях Педсоветов школ.

6. Регулировать линию отношений "школа - библиотека".

7. Проанализировать и изучить Московскую программу "Столичное образование".

Социологические исследования

Провести анкетирование детей различных возрастных групп:

- "Сохраним библиотеку вместе";

- "Ты, Москва и библиотека";

- "Наш Пушкин";

- "Мы поможем друг другу узнать себя лучше";

Провести анкетирование среди учителей-предметников :

-"Районная библиотека в помощь образовательному процессу".

Реклама библиотеки

1. Провести анкетирование по оценке деятельности библиотеки.

2. Выпустить буклет о разнообразных услугах библиотеки, как традиционных, так и оригинальных:

- библиотечные;

- информационные;

- справочно-библиографические;

- образовательные;

- консультационные;

- исследовательские;

- посреднические.


 
 в начало страницы
Copyright © 2000 ЦБС №1 ВАО