Первая страница
Централизованная библиотечная система № 1 ВАО  
ЦБС № 1 ВАО
ЦБС № 1 ВАО и Корпоративная сеть публичных библиотек Москвы
Центральная библиотека им. М.А. Шолохова и филиалы
Статьи о библиотеках ЦБС № 1 ВАО
Издательская деятельность
Документы краеведческого фонда
Каталоги
Справочная система по ВАО
Учреждения культуры, досуга и спорта
Наш депутат

назад
Централизованная библиотечная система № 1 ВАО
Детская библиотека № 55

П Р О Г Р А М М А
Земля - наш дом
(Экология и детская библиотека)

У каждого из нас есть большая и малая родина. Но где бы мы ни родились, прекрасным, радостным и общим нашим домом остается Земля. Миллиарды лет существует наша планета, но никогда прежде люди не испытывали такую тревогу за этот наш общий дом. Экологические проблемы стали одними из самых острых проблем человечества, они касаются каждого человека, живущего на Земле. Разрешить конфликт человека и природы можно только на основе комплексного непрерывного экологического образования и воспитания, начиная с детского возраста. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать наши общие природные ценности везде, всегда. Основу экологического просвещения, образования, воспитания составляют объекты экологии:

Цель программы “Земля - наш дом” - помочь детям увидеть и понять этот удивительный мир, определить свою позицию во взаимоотношениях с природой, воспитать мотивы и привычки экологически целесообразного поведения и действия детей и подростков по отношению к природе. Ее основными задачами являются формирование первоначальных представлений и понятий об окружающем мире, о климате, растительности, животных, о природе, как едином целом; о взаимосвязи “природа - человек”, о значении экологических мероприятий, об укреплении здоровья.

Организация экологического фонда.

Фонд по экологическим проблемам делится на 4 основных раздела:

1. Нормативно-правовая литература. Это книги законодательного характера, публикации в периодических изданиях, сборниках, в электронных базах данных “Гарант”, “Кодекс”, а также постановления местных органов власти.

2. Научно-методическая литература, содержащая научные статьи, программы экологического образования, рекомендации по проблемам экологии, методические разработки и др.

3. Аналитическая информация о состоянии среды района, города, области.

4. Научно-познавательная и художественная литература.

Информационно-библиографическая работа, организация справочно-библиографического аппарата.

1. Создать картотеку “Экология от А до Я”.

2. Организовать информационные выставки новых поступлений “Природа и человек”.

3. Ежегодно составлять список периодических изданий по экологии, получаемых библиотекой.

4. Ежеквартально готовить аннотированный библиографический список новых книг по экологической тематике.

5. Составлять библиографические тематические списки по запросам читателей.

6. Создать папку фактографической информации “Экологические проблемы Москвы, ВАО, района “Богородское”.

7. Организовать стенд “Экологическая карта ВАО”.

8. Систематически пополнять базу данных экологической литературы, получаемых библиотеками ЦБС.

Организация выставок.

1. Для школьников 1 - 4 классов разработать книжно - иллюстративные выставки.

2. Для школьников 5 - 9 классов разработать фактографические выставки.

3. Организовать постоянные тематические выставки детского творчества.

Реклама библиотеки.

    1. Устная реклама.
    2. Рекламные листовки и буклеты.
    3. Закладки для книг.
    4. Афиши массовых мероприятий.

Работа с детьми, подростками, руководителями детского чтения, родителями.

    1. Индивидуальная и групповая работа по принципу непрерывности.

Младший возраст - это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования собственного отношения к нему. В этом возрасте экологическое образование может быть эффективным, становится источником экологической культуры личности. Библиотекари знакомят ребенка с планетой Земля, с живыми существами, с их историей, особенностями, обращают внимание на правила поведения человека в природной среде, в социальном окружении.

Средний возраст - с помощью библиотекаря входит в мир технического влияния цивилизации на биосферу, изучает экологические законы, катастрофы, записи в Красной книге. Важно показать подростку, где кончается человек и начинается человечество. Работа включает три направления: “Мир вокруг человека”, “Мир внутри человека”, “Человек среди людей”.

Старший возраст - руководители детского чтения, родители - в библиотеке получают информационную помощь, работают с экологическим фондом, используют справочно-библиографический аппарат, консультации библиотекарей, изучают данные социологических исследований.

Библиотека организует индивидуальную работу и обеспечивает:

    • деловое чтение;
    • свободное чтение;
    • маргинальное чтение.

Методика работы включает в себя научно-познавательный, ценностный и нормативный аспекты.

Научно-познавательный аспект предполагает развитие интереса у детей к проблемам окружающей среды, усвоение начальных представлений о мире, явлениях, их многообразии, связи между ними. Этот аспект связан с формированием системы экологических представлений о природе, о взаимосвязях в мире природы, усвоением некоторых научных фактов.

Ценностный аспект призван раскрыть детям значимость живых организмов, растений, состояния окружающей среды в жизни природы и человека, показать взаимовлияние природы и человека

Нормативный аспект включает правила поведения человека в природной среде и в обществе. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры человека, которая проявляется в отношениях между людьми, к своему здоровью и здоровью окружающих людей, по отношению к природе.

2. Массовые мероприятия направлены на познавательную, экологическую и природоохранную деятельность. Программа массовых мероприятий включает:

    • праздники;
    • тематические дни (День птиц, День юного натуралиста, День защиты природы и т.д.);
    • конкурсы (рисунков, поделок, стихов и т.д.);
    • викторины, кроссворды, игры;
    • экскурсии;
    • клуб “Лесовичек”.

Связь с экологическими организациями, специалистами.

Систематически изучать материалы Управы “Богородское” по экологическим проблемам, программу школы № 390, обращаться к специалистам журнала “Экология и жизнь” для привлечения к массовой работе и консультациям.

Социологические исследования.

Провести анкетирование детей младшего, среднего и старшего школьного возраста:

1. Животные в нашем доме.

Цель - определить в какой мере сформирована культура содержания домашних животных, оказать информационную помощь (как правильно воспитывать, кормить, ухаживать за домашним животным).

2. Зеленые друзья.

Цель - проанализировать отношение пользователей к зеленым насаждениям, какими мерами добиваться озеленения школы, двора, района, города.

3. Я - гражданин Планеты.

Цель - узнать уровень экологического образования и его практического воплощения в жизнь.


 
 в начало страницы
Copyright © 2000 ЦБС №1 ВАО