Первая страница
Централизованная библиотечная система № 1 ВАО  
ЦБС № 1 ВАО
ЦБС № 1 ВАО и Корпоративная сеть публичных библиотек Москвы
Центральная библиотека им. М.А. Шолохова и филиалы
Статьи о библиотеках ЦБС № 1 ВАО
Издательская деятельность
Документы краеведческого фонда
Каталоги
Справочная система по ВАО
Учреждения культуры, досуга и спорта
Наш депутат

ЦБС №1 ВАО
        ЦБС - общедоступная система библиотек, решающих оперативный доступ к любой информации. Использует новые технологии в сочетании с различными формами и методами обслуживания пользователей. В библиотеках книги, журналы, газеты, работают объединения по интересам, действуют концертные залы, электронный книжный магазин, интернет и компьютерные классы, организованы фактографические выставки с музейными материалами и многое другое.
Никифорова Елена Анатольевна
ЦБС возглавляет директор
Никифорова Елена Анатольевна
тел. - факс 162-97-57
Зимарина Надежда Николаевна
Действует Совет трудового коллектива, председатель
Зимарина Надежда Николаевна
тел. 168-41-19, факс 162-42-78

Основные положения концепции построения системы библиотечного обслуживания населения районов "Преображенское", "Богородское", "Метрогородок", "Гольяново" ВАО г. Москвы.

Авторский коллектив

Демьяненко Н.Н. - директор ЦБС № 1 Восточного административного округа г. Москвы

Решетникова Е.А. - заместитель директора, заслуженный работник культуры РФ

Пучкорене С.Б. - главный бухгалтер

Красавина Д.В. - главный библиотекарь

Шевченко А.И. - главный библиотекарь

 

Эксперты

Канищев В.Н. - начальник Управления культуры и досуга Восточного административного округа г. Москвы

Шабушкина М.В. - заместитель начальника Управления культуры и досуга Восточного административного округа г. Москвы, заслуженный работник культуры РФ

Васюков С.А. - Глава Управы района "Преображенское" ВАО г. Москвы

Логинов В.Ф. - Глава Управы района "Гольяново" ВАО г. Москвы

Ручкин А.Д. - Глава Управы района "Богородское" ВАО г. Москвы

Тюрин В.А. - Глава Управы района "Метрогородок" ВАО г. Москвы

Фенелонов Е.А. - ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ

 

 

Предисловие

Настоящая работа осуществлена специалистами Центральной библиотеки им. М.А. Шолохова в период демократизации общества, развития новых политических и экономических основ хозяйствования в России, г. Москве, Восточном административном округе, Централизованной библиотечной системе № 1, созданной на части территории округа (районы Богородское, Метрогородок, Гольяново, Преображенское). При разработке концепции учтены общие проблемы культурного развития и образования, конкретные учебные, производственные и хозяйственные задачи, решаемые в округе, закон "О библиотечном деле", Устав ЦБС, материалы анализа состояния и деятельности, входящих в нее библиотек.

Главная цель мер, обозначенных в концепции, - обеспечить доступность к библиотечным ресурсам всему населению, более полное и оперативное удовлетворение его потребностей в информации, библиографических источниках, книжной продукции, периодических изданиях, в развитии досуговых форм работы, на основе применения более совершенных форм и методов работы, современных технологических средств и информационных технологий, вхождения в корпоративную сеть библиотек г. Москвы.

В структурном отношении концепция состоит из пяти разделов:

1. Состояние библиотечной системы по обслуживанию населения к началу разработки концепции.

2. Концептуальные основы совершенствования системы библиотечного обслуживания населения.

3. Направления и приоритеты механизации и автоматизации технологических процессов в библиотечной системе.

4. Участие в создании корпоративной сети публичных библиотек г. Москвы.

5. Приложения.

I. Состояние библиотечной системы по обслуживанию населения к началу разработки концепции.

Централизованная библиотечная система № 1 была создана в 1979 году. Сегодня она объединяет 14 библиотек, в которых сосредоточено свыше 1 млн. документов. В систему входят Центральная библиотека им. М. Шолохова, 6 библиотек, обслуживающих взрослое население, 5 детских библиотек, 1 юношеская библиотека и специализированная библиотека экономической и юридической литературы, которой практически пользуются все жители города Москвы и Московской области.

На территории, обслуживаемой ЦБС, находится Государственная республиканская юношеская библиотека - общедоступная библиотека федерального подчинения, которой пользуется 57 тыс. читателей, значительная их часть - молодежь, проживающая в округе.

Сведения о распределении библиотек и основных библиотечных ресурсов по территориям районных управ содержит таблица:

Централизованная библиотечная система № 1 Восточного административного округа г. Москвы, 1999 год

Библиотеки
по управам

Население,
тыс. чел.

Площадь
библиотек,
кв. м

Фонд, тыс.

Штат
библиотечных
работников

Книг
на жителя

Обеспеченность
площадью кв.м
на 1000 жителей

Тыс. жителей
на
1 работника

Преображенское

76

2662

257,2

45

3,4

35,0

1,7

Центральная б-ка

 

1507

144,9

34

 

 

 

Б-ка № 59

 

1155

108,5

7

 

 

 

БЭЮЛ

 

2662

3,8

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гольяново

142,1

3513

441,7

39

3,1

24,7

3,6

Б-ка № 76

 

739

78,6

6

 

 

 

Б-ка № 105

 

742

125,4

9

 

 

 

Б-ка № 57

 

114

16

2

 

 

 

Б-ка № 115 ю.

 

535

131

8

 

 

 

Б-ка № 115 ц.д.

 

690

53,8

8

 

 

 

Б-ка № 161 д.

 

693

36,9

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богородское

77,4

2310

233,6

17

3,0

29,8

4,6

Б-ка № 107

 

831

90,6

5

 

 

 

Б-ка № 55 д.

 

623

62,3

6

 

 

 

Б-ка № 57 д.

 

856

80,7

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метрогородок

28,7

758

113,9

12

4,0

26,4

2,4

Б-ка № 103

 

497

62,3

7

 

 

 

Б-ка № 103 д.

 

261

51,6

5

 

 

 

Всего

324,2

9243

1046,4

113

3,2

28,5

2,9

Если сравнивать показатели ресурсного обеспечения библиотек округа и города Москвы в целом, то нужно отметить совпадение уровней книгообеспеченности, но уровень обеспечения помещениями ниже эталонных значений, установленных с учетом отечественных стандартов, примерно на 10 %, а по обеспеченности библиотечным персоналом - на 27 %.

Имеется некоторая неравномерность в распределении существующих библиотечных ресурсов по районным управам. В будущем предстоит добиться их более равномерного территориального размещения за счет некоторого перераспределения книг и ежегодных ассигнований на их приобретение, а также на содержание штата.

В следующей таблице представлены основные показатели, определяющие объем деятельности библиотек ЦБС, уровень использования основных ресурсов в разрезе отдельных районных управ. Анализ данных свидетельствует о наличии определенных возможностей привлечения новых читателей, увеличения объемных показателей обслуживания как за счет использования внутренних резервов, так и за счет целенаправленных дополнительных вложений средств, прежде всего на увеличение численности персонала.

Централизованная библиотечная система № 1 Восточного административного округа г. Москвы, 1999 год

Библиотеки
по управам

Чит-ли
тыс.

Охват
в%%

Посещен.
тыс.

К-выдача
тыс
.

К-выдачa
нажит.

Справок
тыс.

Условная
кв.тыс.

Обращ.
фонда

Нагрузка
к-в./час

Ис.пом.
Т.К-В/К.М

Преображенское

21,2

27,9

125.6

429,7

5.6

12.2

508,4

2,0

5.6

0.19

Центральная б-ка

9,6

 

 

56

216,9

 

 

5.8

252.4

1,7

3.7

0.17

Б-ка 59

6,7

 

 

43,4

129.5

 

 

4,1

156,5

1,4

11.2

0,14

БЭЮЛ

4,9

 

 

26.2

83,3

 

 

2,3

99,4

26,2

12,4

0,04

Гольяново

33.8

23,7

227,4

699,9

4,9

23,4

844,0

1.9

10,8

0,24

Б-ка 76

 

 

4.5

 

 

29

89,5

 

 

5

110.5

1,4

9,2

0,15

Б-ка 105

 

 

7,8

 

 

47.2

157.1

 

 

0.8

181,7

1.4

10,1

0,24

Б-ка 57

 

 

1,9

 

 

7,6

35

 

 

2

41.4

2,6

10,4

0.36

Б-ка 115 юношеская

7.8

 

 

46

153,3

 

 

1,9

178,8

1.4

11,2

0,33

Б-ка 115 центр. детс.

6,5

 

 

50,3

124,4

 

 

7.7

159,6

3.0

10.0

0,23

Б-ка 161 детская

5,3

 

 

47,3

140,6

 

 

6

172,1

4.7

14.3

0,25

Богородское

14.9

19,3

105,5

299,3

3,9

7.9

362,3

1,6

10,7

0,16

Б-ка107

4.4

 

 

23,2

87,3

 

 

2,6

102,3

1,1

10.2

0,5

Б-ка 55 детская

5,3

 

 

40,5

104,7

 

 

2.3

127.9

2,1

10,7

0,21

Б-ка 57 детская

5,2

 

 

41,8

107,3

 

 

3

132.1

1.6

11,0

9,15

Метрогородок

10,5

36.6

46.4

211,3

7.4

4.7

240.6

2.1

10.0

0,32

Б-ка 103

4,4

 

 

26

122.1

 

 

3,6

139,8

2.2

10,0

0.28

Б-ка 103 детская

6.1

 

 

20.4

89,2

 

 

1.1

100,8

2,0

10.1

0,39

Всего:

80,4

25

504,9

1640.2

5

48.2

1955,3

1.9

7.5

0.21

Кол-во посещений массовых мероприятий определено в 10 % от общего числа посещений и переведено в условную книговыдачу в соотношении 1:5

 Справки переведены в условную книговыдвчу в соотношении 1:1,3

Из года в год библиотеки ЦБС совершенствуют качество работы по обслуживанию населения, всемерно расширяют номенклатуру оказываемых услуг.

В ЦБС действует взаимосвязанная система электронных каталогов и картотек. Имеется электронный каталог на весь фонд ЦБС с 1994 г. Самостоятельный электронный каталог ведется на фонд экономической и юридической литературы библиотеки БЭЮЛ. Созданы электронные каталоги с росписью периодической печати по темам, предметам. В электронном краеведческом каталоге, включающем более 250 наименований документов, представлены редкие материалы о Восточном административном округе, по разделам "Черкизово", "Преображенское".

Пользователи библиотеки могут получить фактографическую информацию в целой системе книжных выставок: "Москва, страницы истории", которая повествует о первых поселениях Москвы, династии Рюриковичей. О Романовых, начиная с первого царя Михаила Романова до Николая II, подробно рассказывают материалы выставки "Россия: три века истории". С вехами истории православия знакомит выставка "Русское Православие". Заглянуть в XXI век позволяют материалы выставок "Планета шагает в XXI век". Выставка "Россия - глас народа" отражает выборы в Государственную Думу, мэра и вице-мэра г. Москвы, Президента России.

Центральная библиотека получила выход в Интернет и открыла общедоступный Интернет-класс на 5 рабочих мест. К работе в Интернет-классе допускаются пользователи, владеющие навыками самостоятельного общения с компьютером. Однако на практике оказалось, что более 35% пользователей нуждались в консультации. Поэтому и было организовано обучение и предложены пользователям русскоязычные справочные и поисковым системы Интернет. Библиотека предложила пользователям деловую, культурную и общеобразовательную информацию в созданных ею базах данных из справочных, библиографических и полнотекстовых документов. Библиотека не только предоставляет свои базы данных, но и выявляет адреса существующих серверов информационных учреждений. В информационно-библиографическом отделе собирается информация о краеведческих ресурсах крупнейших библиотек, музеев, архивов и других организаций города. Имеются полнотекстовые документы о Восточном административном округе. В предоставлении деловой информации принимает участие издательство "Дело и сервис", выпускающее литературу по бизнесу, экономике, новым информационным технологиям.

Создана и действует локальная компьютерная сеть, охватывающая все структурные подразделения Центральной библиотеки. Готовится к открытию специализированный читальный зал для работы с компакт-дисками (4 автоматизированных рабочих мест). В нем будут представлены полнотекстовые и библиографические информационные ресурсы. Уже сейчас пользователь имеет доступ к базе данных информационно-поисковой системы "Гарант" (библиотека им. М. Шолохова), "Консультант+" (библиотека Экономической и юридической литературы). В настоящее время доступ к информации - актуальная задача, и ее решает ЦБС, предоставляя оперативно и широко доступ к любой информации через Интернет.

В ЦБС подготовлены и изданы фактографические пособия: "Москва, я думал о тебе!" (Московские адреса А.С. Пушкина), "Возвышайся над Москвой, но для всей России" (о памятнике А.С. Пушкину в Москве), "Пушкинская героиня" (о Н.Д. Фонвизиной), "Утаенная любовь" А.С. Пушкина" (о М.Н. Волконской), созданы материалы по теме "Система информирования и просвещения населения по вопросам организации местного самоуправления".

За прошедший год в ЦБС было организовано и проведено свыше 2-х тысяч массовых мероприятий с охватом более 64 тыс. человек.

Прогноз развития ВАО г. Москвы свидетельствует о том, что округ стоит на пороге крупных изменений в промышленности, в сфере обслуживания. Внедрение новых технологий, увеличение объема выпуска товаров народного потребления, а также активное участие предприятий и учреждений ВАО в развитии общероссийских и международных связей будут способствовать этому процессу. Поэтому потребительский потенциал ЦБС должен расти, но для удовлетворения существующих и новых потребностей необходимо дальнейшее развитие системы библиотечного обслуживания округа, укрепления ее материально-технической базы и кадрового состава библиотечных и иных работников, занятых сегодня в библиотеках, повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на библиотечное дело.

II. Концептуальные основы совершенствования системы библиотечного обслуживания населения.

2.1. С целью более равномерного распределения библиотечных ресурсов по территории округа намечается провести ее библиотечное районирование, определить примерное число потенциальных пользователей в зоне влияния каждой библиотеки, а также выявить особенности внешней среды, способной повлиять на интенсивность пользования библиотеками.

2.2. Рассмотреть возможность некоторого перераспределения книжного фонда между филиалами с учетом потенциальных возможностей и фактического уровня его использования. При распределении ассигнований на комплектование учитывать показатели книгообеспеченности населения и обращаемость фонда.

2.3. Обосновать необходимость увеличения штатной численности в ЦБС, и при появлении возможности вводить новые штатные единицы в те библиотеки, где достигнуты наиболее высокие показатели производительности труда персонала и имеются наиболее реальные перспективы увеличения числа пользователей. Увеличивать также численность персонала на тех централизованных процессах, которые наиболее существенно способны повысить эффективность работы всей ЦБС.

2.4. Состав фондов библиотек, особенно в филиалах, ориентирован на текущие запросы населения. Книги, пользующиеся наибольшим спросом, следует приобретать в достаточном количестве экземпляров даже в ущерб широте репертуара.

2.5. Набор услуг, сопутствующих традиционной работе библиотек, должен расширяться и адаптироваться к запросам населения, т.е. должен увеличиваться фонд источников информации на нетрадиционных носителях, возрасти масштаб предоставления в личное пользование печатных изданий, документов и их копий.

2.6. Должны внедряться новые формы индивидуальной и массовой работы, соответствующие потребностям города и ВАО, позволяющие лучше осваивать основной информационный потенциал библиотек. Все массовые мероприятия должны подчиняться непосредственным интересам жителей.

2.7. Необходимо продолжить углубление начатой в библиотечной системе специализации отдельных филиалов, дающей возможность на определенных направлениях работы с пользователями лучше использовать творческие возможности каждой библиотеки, создавать передовой опыт для последующего использования в других библиотеках.

2.8. Необходимо привести всю работу в ЦБС в четкую систему, тесно связав ее с городскими целевыми программами.

2.9. Пересмотреть режим пользования библиотекой с учетом пожеланий населения и показателей фактической посещаемости библиотек в те или иные дни недели и часы, но и с учетом сохранения высококвалифицированных кадров.

2.10. Усовершенствованная система ЦБС, укрепленная квалифицированными кадрами, развитой структурой (см. приложения) должна гарантировать каждому жителю равные права на пользование услугами библиотек и на высокое качество информационного, справочно-библиографического обслуживания.

Граждане, вкладывающие в дополнение к бюджетным ассигнованиям свои личные средства, должны будут получать дополнительные льготы в пользовании библиотеками. Часть услуг в определенных законом рамках продолжит оказываться за плату, создавая внебюджетный фонд на развитие ЦБС.

2.11. Главным результатом всех преобразований в системе библиотечного обслуживания должно стать сокращение разрыва между потребностями населения в получении информации, собранной в документальных источниках, и фактическим уровнем их удовлетворения.

III. Направления и приоритеты механизации и автоматизации технологических процессов в библиотечной системе.

3.1. Одним из наиболее существенных факторов повышения качества обслуживания, расширения ассортимента услуг и сокращения затрат труда на выполнение единицы услуг является сегодня массовое внедрение новых технологий и соответственно новой техники в библиотечно-информационные процессы, комплексная их автоматизация и механизация. К подобным процессам в библиотечном деле относятся:

  • формирование заказов на пополнение фондов библиотек книгами, периодическими изданиями, документами на электронных носителях и другими источниками информации, отслеживание их выполнения, учет новых поступлений;
  • библиографическая обработка новых поступлений;
  • формирование справочно-библиографического аппарата на библиотечные фонды, приобретение готовых информационных систем (см. приложения);
  • осуществление пользователями и персоналом поиска нужных источников по заданным проблемам, темам или другим поисковым признакам;
  • регистрация пользователей, выдаваемой литературы и сроков выдачи;
  • отслеживание динамики в количестве и структуре потребительского контингента, в их запросах, прогнозирование их параметров на будущее;
  • выявление нарушений сроков пользования книгами и начисление штрафов за просрочку;
  • анализ использования отдельных частей фонда и читаемости отдельных книг для корректировки формирования фондов;
  • обеспечение оперативного обмена книгами и документами между библиотеками системы, организация обслуживания граждан через передвижные формы работы, МБА;
  • обеспечение возможности выхода в городские и иногородние базы данных и оперативного получения дополнительной информации;
  • предоставление пользователям более емких и комплексных носителей информации (компакт-дисков), позволяющих разнообразить библиотечную работу, сокращая потребность в площадях для хранения фондов;
  • управление объединением библиотек ЦБС;
  • подготовка различной документации, печатной продукции, требуемой для работы с пользователями и персоналом.

3.2. Опираясь на достигнутые положительные результаты компьютеризации центральной библиотеки, необходимо добиваться большей комплексности в использовании компьютерной техники, увеличения рабочих мест в локальной сети для пользователей и библиотекарей, ускорения работ по созданию единого электронного каталога не только на текущее комплектование, но и на ретроспективную часть ценной литературы библиотек ЦБС (см. приложения), выхода во внешние информационные базы данных, активного распространения опыта Центральной библиотеки на автоматизацию базовых филиалов, а затем всех библиотек ЦБС, выход в Интернет всех библиотек системы.

3.3. Для обновления и расширения технической базы ЦБС, для обеспечения библиотек компьютерами, новыми программными продуктами, сопутствующими устройствами, средствами связи, копировальной техникой и расходными материалами создана специальная целевая программа развития автоматизации, которая потребует вложения городских бюджетных средств (см. приложение).

IV. Участие в создании корпоративной сети публичных библиотек г. Москвы.

4.1. Центральная библиотека продолжит работу по внедрению современных библиотечно-информационных технологий на основании "Программы автоматизации московских массовых библиотек" и документа ГПНТБ России "Создание корпоративной сети публичных библиотек г. Москвы".

4.2. Для удовлетворения социально значимых нужд пользователей ЦБС будут созданы новые общедоступные информационные ресурсы.

4.3. С целью полноценного предоставления пользователям московских библиотек информационных ресурсов ЦБС будут отредактированы каталоги, картотеки, базы данных и переведены на лингвистически совместимые машинные языки.

4.4. В результате создания корпоративной сети пользователи ЦБС получат независимо от держателей материалов текстовые, мультимедийные документы, фактографическую информацию об административных, культурных, медицинских учреждениях и учебных заведениях, транспорте, различного рода мероприятиях, услугах населению и пр.

4.5. Информационные ресурсы всего мира пользователь получит в Интернет-классе, сможет воспользоваться электронной почтой, сканировать документы.

4.6. Компьютерный класс позволит пользователю получить машинное время, изучить электронные документы на компакт-дисках, использовать электронные базы данных, заказать книгу в электронном книжном магазине.

4.7. Центральная библиотека им. М. Шолохова планирует создание сайта для Интернета с ресурсами ЦБС: электронными каталогами, картотеками, базами данных полнотекстовых, фактографических и библиографических документов и материалов справочного характера о Восточном административном округе.

V. Совершенствование методов управления библиотечной системой.

5.1. ЦБС работает под непосредственным руководством специализированного подразделения префектуры ВАО - Управления культуры и досуга.

5.2. Население имеет возможность влиять на управление библиотечным делом через систему выборов в Городскую Думу и наказов своим избирателям, а также через районные Управы, местное самоуправление, средства массовой информации, печать, администрацию ЦБС, Совет трудового коллектива.

5.3. Управление ЦБС - это сочетание единоначалия и коллективизма в лице директора, Совета директоров и избранного коллективом ЦБС Совета трудового коллектива. Они регулируют использование полученных библиотечных ресурсов материальной заинтересованности работников ЦБС в достижении более качественных результатов.

Жители районных Управ должны быть поставлены в равные условия по ресурсным возможностям, а библиотеки должны обладать равными возможностями для работы с населением, поэтому необходимо увеличение бюджетных ассигнований на развитие структуры ЦБС.

5.4. Главным источником финансирования ЦБС по-прежнему остается городской бюджет, из которого целевым назначением выделяются средства на капитальные вложения и текущее содержание библиотечных учреждений в соответствии с предварительными заявками и финансовыми возможностями города. В соответствии с законодательством минимальный размер текущих расходов по библиотекам не должен быть ниже уровня предыдущего финансового года с учетом размеров инфляции и перспектив развития ЦБС (см. приложение).

Одним из источников финансирования ЦБС могут быть добровольные благотворительные вклады предприятий, организаций и учреждений, частных лиц.

Еще одним источником финансовой поддержки является плата за оказываемые библиотеками услуги. Вид платных услуг и цены на них устанавливаются администрацией ЦБС.

Управление культуры и досуга должно дополнительно направлять средства на финансирование целевых программ и мероприятий по повышению квалификации библиотечных кадров, включая стажировки в других городах и странах, для проведения смотров, конкурсов, поощрения за высокие показатели в работе, на организацию массовых мероприятий, на проведение научных исследований, социологических опросов, создания имиджа каждой библиотеки ЦБС, развитие структуры, участие в создании корпоративной сети.

5.5. Важно всей системой финансового регулирования содействовать повышению эффективности деятельности каждой библиотеки и каждого работника, материальному стимулированию их пропорционально конечному результату.

5.6. Администрация ЦБС должна отчитываться о результатах своей деятельности и анализа работы ЦБС перед коллективом ежеквартально.

Кол-во посещений массовых мероприятий определено в 10 % от общего числа посещений и переведено в условную книговыдачу в соотношении 1:5

 Справки переведены в условную книговыдвчу в соотношении 1:1,3

Из года в год библиотеки ЦБС совершенствуют качество работы по обслуживанию населения, всемерно расширяют номенклатуру оказываемых услуг.

В ЦБС действует взаимосвязанная система электронных каталогов и картотек. Имеется электронный каталог на весь фонд ЦБС с 1994 г. Самостоятельный электронный каталог ведется на фонд экономической и юридической литературы библиотеки БЭЮЛ. Созданы электронные каталоги с росписью периодической печати по темам, предметам. В электронном краеведческом каталоге, включающем более 250 наименований документов, представлены редкие материалы о Восточном административном округе, по разделам "Черкизово", "Преображенское".

Пользователи библиотеки могут получить фактографическую информацию в целой системе книжных выставок: "Москва, страницы истории", которая повествует о первых поселениях Москвы, династии Рюриковичей. О Романовых, начиная с первого царя Михаила Романова до Николая II, подробно рассказывают материалы выставки "Россия: три века истории". С вехами истории православия знакомит выставка "Русское Православие". Заглянуть в XXI век позволяют материалы выставок "Планета шагает в XXI век". Выставка "Россия - глас народа" отражает выборы в Государственную Думу, мэра и вице-мэра г. Москвы, Президента России.

Центральная библиотека получила выход в Интернет и открыла общедоступный Интернет-класс на 5 рабочих мест. К работе в Интернет-классе допускаются пользователи, владеющие навыками самостоятельного общения с компьютером. Однако на практике оказалось, что более 35% пользователей нуждались в консультации. Поэтому и было организовано обучение и предложены пользователям русскоязычные справочные и поисковым системы Интернет. Библиотека предложила пользователям деловую, культурную и общеобразовательную информацию в созданных ею базах данных из справочных, библиографических и полнотекстовых документов. Библиотека не только предоставляет свои базы данных, но и выявляет адреса существующих серверов информационных учреждений. В информационно-библиографическом отделе собирается информация о краеведческих ресурсах крупнейших библиотек, музеев, архивов и других организаций города. Имеются полнотекстовые документы о Восточном административном округе. В предоставлении деловой информации принимает участие издательство "Дело и сервис", выпускающее литературу по бизнесу, экономике, новым информационным технологиям.

Создана и действует локальная компьютерная сеть, охватывающая все структурные подразделения Центральной библиотеки. Готовится к открытию специализированный читальный зал для работы с компакт-дисками (4 автоматизированных рабочих мест). В нем будут представлены полнотекстовые и библиографические информационные ресурсы. Уже сейчас пользователь имеет доступ к базе данных информационно-поисковой системы "Гарант" (библиотека им. М. Шолохова), "Консультант+" (библиотека Экономической и юридической литературы). В настоящее время доступ к информации - актуальная задача, и ее решает ЦБС, предоставляя оперативно и широко доступ к любой информации через Интернет.

В ЦБС подготовлены и изданы фактографические пособия: "Москва, я думал о тебе!" (Московские адреса А.С. Пушкина), "Возвышайся над Москвой, но для всей России" (о памятнике А.С. Пушкину в Москве), "Пушкинская героиня" (о Н.Д. Фонвизиной), "Утаенная любовь" А.С. Пушкина" (о М.Н. Волконской), созданы материалы по теме "Система информирования и просвещения населения по вопросам организации местного самоуправления".

За прошедший год в ЦБС было организовано и проведено свыше 2-х тысяч массовых мероприятий с охватом более 64 тыс. человек.

Прогноз развития ВАО г. Москвы свидетельствует о том, что округ стоит на пороге крупных изменений в промышленности, в сфере обслуживания. Внедрение новых технологий, увеличение объема выпуска товаров народного потребления, а также активное участие предприятий и учреждений ВАО в развитии общероссийских и международных связей будут способствовать этому процессу. Поэтому потребительский потенциал ЦБС должен расти, но для удовлетворения существующих и новых потребностей необходимо дальнейшее развитие системы библиотечного обслуживания округа, укрепления ее материально-технической базы и кадрового состава библиотечных и иных работников, занятых сегодня в библиотеках, повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на библиотечное дело.

II. Концептуальные основы совершенствования системы библиотечного обслуживания населения.

2.1. С целью более равномерного распределения библиотечных ресурсов по территории округа намечается провести ее библиотечное районирование, определить примерное число потенциальных пользователей в зоне влияния каждой библиотеки, а также выявить особенности внешней среды, способной повлиять на интенсивность пользования библиотеками.

2.2. Рассмотреть возможность некоторого перераспределения книжного фонда между филиалами с учетом потенциальных возможностей и фактического уровня его использования. При распределении ассигнований на комплектование учитывать показатели книгообеспеченности населения и обращаемость фонда.

2.3. Обосновать необходимость увеличения штатной численности в ЦБС, и при появлении возможности вводить новые штатные единицы в те библиотеки, где достигнуты наиболее высокие показатели производительности труда персонала и имеются наиболее реальные перспективы увеличения числа пользователей. Увеличивать также численность персонала на тех централизованных процессах, которые наиболее существенно способны повысить эффективность работы всей ЦБС.

2.4. Состав фондов библиотек, особенно в филиалах, ориентирован на текущие запросы населения. Книги, пользующиеся наибольшим спросом, следует приобретать в достаточном количестве экземпляров даже в ущерб широте репертуара.

2.5. Набор услуг, сопутствующих традиционной работе библиотек, должен расширяться и адаптироваться к запросам населения, т.е. должен увеличиваться фонд источников информации на нетрадиционных носителях, возрасти масштаб предоставления в личное пользование печатных изданий, документов и их копий.

2.6. Должны внедряться новые формы индивидуальной и массовой работы, соответствующие потребностям города и ВАО, позволяющие лучше осваивать основной информационный потенциал библиотек. Все массовые мероприятия должны подчиняться непосредственным интересам жителей.

2.7. Необходимо продолжить углубление начатой в библиотечной системе специализации отдельных филиалов, дающей возможность на определенных направлениях работы с пользователями лучше использовать творческие возможности каждой библиотеки, создавать передовой опыт для последующего использования в других библиотеках.

2.8. Необходимо привести всю работу в ЦБС в четкую систему, тесно связав ее с городскими целевыми программами.

2.9. Пересмотреть режим пользования библиотекой с учетом пожеланий населения и показателей фактической посещаемости библиотек в те или иные дни недели и часы, но и с учетом сохранения высококвалифицированных кадров.

2.10. Усовершенствованная система ЦБС, укрепленная квалифицированными кадрами, развитой структурой (см. приложения) должна гарантировать каждому жителю равные права на пользование услугами библиотек и на высокое качество информационного, справочно-библиографического обслуживания.

Граждане, вкладывающие в дополнение к бюджетным ассигнованиям свои личные средства, должны будут получать дополнительные льготы в пользовании библиотеками. Часть услуг в определенных законом рамках продолжит оказываться за плату, создавая внебюджетный фонд на развитие ЦБС.

2.11. Главным результатом всех преобразований в системе библиотечного обслуживания должно стать сокращение разрыва между потребностями населения в получении информации, собранной в документальных источниках, и фактическим уровнем их удовлетворения.

III. Направления и приоритеты механизации и автоматизации технологических процессов в библиотечной системе.

3.1. Одним из наиболее существенных факторов повышения качества обслуживания, расширения ассортимента услуг и сокращения затрат труда на выполнение единицы услуг является сегодня массовое внедрение новых технологий и соответственно новой техники в библиотечно-информационные процессы, комплексная их автоматизация и механизация. К подобным процессам в библиотечном деле относятся:

  • формирование заказов на пополнение фондов библиотек книгами, периодическими изданиями, документами на электронных носителях и другими источниками информации, отслеживание их выполнения, учет новых поступлений;
  • библиографическая обработка новых поступлений;
  • формирование справочно-библиографического аппарата на библиотечные фонды, приобретение готовых информационных систем (см. приложения);
  • осуществление пользователями и персоналом поиска нужных источников по заданным проблемам, темам или другим поисковым признакам;
  • регистрация пользователей, выдаваемой литературы и сроков выдачи;
  • отслеживание динамики в количестве и структуре потребительского контингента, в их запросах, прогнозирование их параметров на будущее;
  • выявление нарушений сроков пользования книгами и начисление штрафов за просрочку;
  • анализ использования отдельных частей фонда и читаемости отдельных книг для корректировки формирования фондов;
  • обеспечение оперативного обмена книгами и документами между библиотеками системы, организация обслуживания граждан через передвижные формы работы, МБА;
  • обеспечение возможности выхода в городские и иногородние базы данных и оперативного получения дополнительной информации;
  • предоставление пользователям более емких и комплексных носителей информации (компакт-дисков), позволяющих разнообразить библиотечную работу, сокращая потребность в площадях для хранения фондов;
  • управление объединением библиотек ЦБС;
  • подготовка различной документации, печатной продукции, требуемой для работы с пользователями и персоналом.

3.2. Опираясь на достигнутые положительные результаты компьютеризации центральной библиотеки, необходимо добиваться большей комплексности в использовании компьютерной техники, увеличения рабочих мест в локальной сети для пользователей и библиотекарей, ускорения работ по созданию единого электронного каталога не только на текущее комплектование, но и на ретроспективную часть ценной литературы библиотек ЦБС (см. приложения), выхода во внешние информационные базы данных, активного распространения опыта Центральной библиотеки на автоматизацию базовых филиалов, а затем всех библиотек ЦБС, выход в Интернет всех библиотек системы.

3.3. Для обновления и расширения технической базы ЦБС, для обеспечения библиотек компьютерами, новыми программными продуктами, сопутствующими устройствами, средствами связи, копировальной техникой и расходными материалами создана специальная целевая программа развития автоматизации, которая потребует вложения городских бюджетных средств (см. приложение).

IV. Участие в создании корпоративной сети публичных библиотек г. Москвы.

4.1. Центральная библиотека продолжит работу по внедрению современных библиотечно-информационных технологий на основании "Программы автоматизации московских массовых библиотек" и документа ГПНТБ России "Создание корпоративной сети публичных библиотек г. Москвы".

4.2. Для удовлетворения социально значимых нужд пользователей ЦБС будут созданы новые общедоступные информационные ресурсы.

4.3. С целью полноценного предоставления пользователям московских библиотек информационных ресурсов ЦБС будут отредактированы каталоги, картотеки, базы данных и переведены на лингвистически совместимые машинные языки.

4.4. В результате создания корпоративной сети пользователи ЦБС получат независимо от держателей материалов текстовые, мультимедийные документы, фактографическую информацию об административных, культурных, медицинских учреждениях и учебных заведениях, транспорте, различного рода мероприятиях, услугах населению и пр.

4.5. Информационные ресурсы всего мира пользователь получит в Интернет-классе, сможет воспользоваться электронной почтой, сканировать документы.

4.6. Компьютерный класс позволит пользователю получить машинное время, изучить электронные документы на компакт-дисках, использовать электронные базы данных, заказать книгу в электронном книжном магазине.

4.7. Центральная библиотека им. М. Шолохова планирует создание сайта для Интернета с ресурсами ЦБС: электронными каталогами, картотеками, базами данных полнотекстовых, фактографических и библиографических документов и материалов справочного характера о Восточном административном округе.

V. Совершенствование методов управления библиотечной системой.

5.1. ЦБС работает под непосредственным руководством специализированного подразделения префектуры ВАО - Управления культуры и досуга.

5.2. Население имеет возможность влиять на управление библиотечным делом через систему выборов в Городскую Думу и наказов своим избирателям, а также через районные Управы, местное самоуправление, средства массовой информации, печать, администрацию ЦБС, Совет трудового коллектива.

5.3. Управление ЦБС - это сочетание единоначалия и коллективизма в лице директора, Совета директоров и избранного коллективом ЦБС Совета трудового коллектива. Они регулируют использование полученных библиотечных ресурсов материальной заинтересованности работников ЦБС в достижении более качественных результатов.

Жители районных Управ должны быть поставлены в равные условия по ресурсным возможностям, а библиотеки должны обладать равными возможностями для работы с населением, поэтому необходимо увеличение бюджетных ассигнований на развитие структуры ЦБС.

5.4. Главным источником финансирования ЦБС по-прежнему остается городской бюджет, из которого целевым назначением выделяются средства на капитальные вложения и текущее содержание библиотечных учреждений в соответствии с предварительными заявками и финансовыми возможностями города. В соответствии с законодательством минимальный размер текущих расходов по библиотекам не должен быть ниже уровня предыдущего финансового года с учетом размеров инфляции и перспектив развития ЦБС (см. приложение).

Одним из источников финансирования ЦБС могут быть добровольные благотворительные вклады предприятий, организаций и учреждений, частных лиц.

Еще одним источником финансовой поддержки является плата за оказываемые библиотеками услуги. Вид платных услуг и цены на них устанавливаются администрацией ЦБС.

Управление культуры и досуга должно дополнительно направлять средства на финансирование целевых программ и мероприятий по повышению квалификации библиотечных кадров, включая стажировки в других городах и странах, для проведения смотров, конкурсов, поощрения за высокие показатели в работе, на организацию массовых мероприятий, на проведение научных исследований, социологических опросов, создания имиджа каждой библиотеки ЦБС, развитие структуры, участие в создании корпоративной сети.

5.5. Важно всей системой финансового регулирования содействовать повышению эффективности деятельности каждой библиотеки и каждого работника, материальному стимулированию их пропорционально конечному результату.

5.6. Администрация ЦБС должна отчитываться о результатах своей деятельности и анализа работы ЦБС перед коллективом ежеквартально.

5.7. Для успешного развития ЦБС, а также для выявления степени реализации внутреннего потенциала библиотек в улучшении качества обслуживания населения необходимо иметь следующие данные:

- сведения о том, какой уровень библиотечного обслуживания населения может считаться на данный или ближайший период эталонным (с учетом зарубежного и отечественного опыта научных разработок);

- мнения библиотечных работников о возможных путях дальнейшего совершенствования системы библиотечного обслуживания населения и о конкретных организационных мерах, которые должны быть осуществлены всеми основными участниками процесса библиотечного развития ЦБС. Дополнительным источником информации об отношении населения к библиотекам могут служить читательские конференции, круглые столы, проводимые отдельными библиотеками по итогам работы за год, а также письма и предложения пользователей.

5.8. Для формирования банка основных эталонных показателей развития библиотечного дела, важных для построения и функционирования библиотечной системы, используются действующие международные стандарты, отечественные градостроительные и библиотечные нормативы, а также наилучшие показатели, достигнутые библиотеками ВАО, города, России.

Система этих эталонных показателей должна периодически рассматриваться на всех уровнях управления ЦБС и утверждаться в качестве важнейших ориентиров развития на Совете директоров.

5.9. Главным источником информации об основных параметрах, характеризующих состояние и динамику развития библиотечной системы, является официальная статистическая отчетность, позволяющая оценить главные тенденции развития библиотечного дела ЦБС, выявить библиотеки и направления, требующие особого внимания в плане материальной и организационной поддержки, а также библиотеки с лучшей постановкой дела, могущей стать примером для других.

5.10. Опытным путем должна быть определена оптимальная структура информационного массива, используемого для нужд ЦБС, сроки обновления его отдельных частей, форм и масштабы использования.

Информация, получаемая ЦБС, должна быть доступна для населения, библиотечных работников через специально издаваемые бюллетени, обзоры, публикации, информационные стенды.

5.11. Администрация обязана составлять аналитические обзоры и прогнозы развития библиотечного дела в муниципалитетах "Богородское", "Гольяново", "Метрогородок", "Преображенское", а также выявлять потребности в развитии сети библиотек, в ремонте зданий, в библиотечном оборудовании, в кадрах, в финансировании, а также:

  • подготавливать предложения и заявки на финансирование планов и программ;
  • распределять бюджетные ассигнования по библиотекам ЦБС;
  • утверждать планы работы библиотек-филиалов;
  • собирать и анализировать текущую отчетность;
  • контролировать работу библиотек;
  • формировать банк данных о передовом опыте библиотечной работы ЦБС города Москвы, регионов России, зарубежных стран;
  • решать кадровые вопросы, осуществлять оперативное управление в рамках ЦБС, разрабатывать инструктивно-методические материалы для библиотечных работников;
  • организовывать проведение смотров, конкурсов библиотек;
  • решать вопросы повышения квалификации библиотечных работников.

 

Приложение

 

 

Приложение

 

 

Приложение

 

 

Приложение

 

 

Приложение

 

 

 

№ п.п.

 

Ресурсная база

 

Показатели обслуживания

Обеспеч.площадью кв. м на 1000 жителей

Книгообеспеченность (книг на одного жителя)

Библиотечных работников на 10 000 жителей

Охват населения библиотечным обслуживагнием (пользователей на 100 жителей)

Книговыдача на жителя

1.

ЦБС № 1 ВАО г. Москвы

 

26,5

3,4

3,1

24,9

5,1

2.

Все библиотеки г. Москвы

 

27,2

3,1

3,4

24,4

4,9

3.

Эталонные значения с учетом отечественной и международной практики

 

40,5

4

5

50

10

 

Приложение

Перспективный план внедрения вычислительной техники в филиалы ЦБС на 2000 - 2005 гг.

I.Центральная библиотека им. М. Шолохова:

  1. Лазерный принтер для компьютерного класса - 1 шт.
  2. Блоки питания для компьютеров - 12 шт.
  3. Сетевые фильтры "Пилот" - 12 шт.
  4. Компьютер с CD-ROM и мультимедиа для компьютерного класса - 4 шт.
  5. Сканер для библиографического отдела - 1 шт.
  6. Мебель для множительной и вычислительной техники.
  7. Колонки и наушники для Интернет-класса - 5 шт.

II. Множительная техника типа CANON (или другая).

библиотека № 105 - 1 шт.

библиотека № 107 - 1 шт.

библиотека № 76 - 1 шт.

библиотека № 115 - 1 шт.

библиотека № 55 - 1 шт.

библиотека № 57 - 1 шт.

библиотека № 103д - 1 шт.

Всего: 7 шт.

III. Вычислительная техника.

Компьютер в комплекте (монитор, принтер, клавиатура, "мышь")

библиотека № 59 - 2 шт.

библиотека № 115ю.- 1 шт.

библиотека № 103 - 1 шт.

библиотека № 76 - 1 шт.

библиотека № 57 - 1 шт.

библиотека № 57д. - 1 шт.

библиотека № 55д. - 1 шт.

библиотека № 103д. - 1 шт.

библиотека № 107 - 1 шт.

библиотека № 161д. - 1 шт.

Всего: 11 шт.

 

 

 

 

Приложение

 

Потребность в кадрах ЦБС № 1 ВАО.

Заместитель директора по автоматизации - 1

Главный библиотекарь отдела новых технологий - 1 (14 разряд)

Библиотекарь отдела новых технологий - 1 (11 разряд)

Заведующий отделом краеведения - 1 (13 разряд)

Главный библиотекарь информационно-библиографическим отдела - 1 (14 разряд)

Библиотекарь - 2 (11 разряд)

Главный библиотекарь - менеджер - 1 (14 разряд)

Главный библиотекарь - маркетолог - 1 (14 разряд)

Заведующий отделом экономической и

юридической литературы - 1 (14 разряд)

Зав. сектором - 2 (12 разряд)

Главный инженер по обслуживанию электронной техники -1

Ведущий методист по работе с юношеством - 1 (13 разряд)

Психолог по работе с детьми и юношеством - 1

Бухгалтер-экономист - 1

Гардеробщик - 2

 

 

Приложение

Библиотечная реклама

Проспекты о ЦБС и каждом филиале.

Работа клубов, лекториев, другие формы массовой работы.

Информационные стенды

Фактографические выставки.

Публикации в периодической печати, специализированных изданиях.

Изготовление видеопродукции о работе ЦБС.

Сайт в Интернете.

Выступления на телевидении.

 

 

Приложение

 

 

Бюджетное финансирование ЦБС

Статья 1 1.000.000 руб.

Статья 2 500.000 руб.

Статья 3 170.000 руб.

Статья 4 25.000 руб.

Статья 12 700.000 руб.

Статья 16 1.000.000 руб.

Статья 18 2.000.000 руб.

Итого ежегодно: 5.395.000 руб.

На 2000 - 2005 годы 26.975.000 руб.

 


 
 в начало страницы
Copyright © 2000 ЦБС №1 ВАО