Первая страница
Централизованная библиотечная система № 1 ВАО  
ЦБС № 1 ВАО
ЦБС № 1 ВАО и Корпоративная сеть публичных библиотек Москвы
Документальный фильм о ЦБ
Центральная библиотека им. М.А. Шолохова и филиалы
Имя библиотеки
Статьи о библиотеках ЦБС № 1 ВАО
Памятные даты
Издательская деятельность
Документы краеведческого фонда
Каталоги
Справочная система по ВАО
Карта сервера

Основные положения концепции

построения системы библиотечного

обслуживания населения районов

"Преображенское", "Богородское",

"Метрогородок", "Гольяново"

Восточного административного округа г. Москвы.

 

 

Авторский коллектив

Демьяненко Н.Н. – директор ЦБС № 1 Восточного административного округа г. Москвы

Решетникова Е.А. – заместитель директора, заслуженный работник культуры РФ

Пучкорене С.Б. – главный бухгалтер

Красавина Д.В. – главный библиотекарь

Шевченко А.И. – главный библиотекарь

 

Эксперты

Канищев В.Н. – начальник Управления культуры и досуга Восточного административного округа г. Москвы

Шабушкина М.В. – заместитель начальника Управления культуры и досуга Восточного административного округа г. Москвы, заслуженный работник культуры РФ

Васюков С.А. – Глава Управы района "Преображенское" ВАО г. Москвы

Логинов В.Ф. - Глава Управы района "Гольяново" ВАО г. Москвы

Ручкин А.Д. - Глава Управы района "Богородское" ВАО г. Москвы

Тюрин В.А. - Глава Управы района "Метрогородок" ВАО г. Москвы

Фенелонов Е.А. – ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ

 

 

Предисловие

Настоящая работа осуществлена специалистами Центральной библиотеки им. М.А. Шолохова в период демократизации общества, развития новых политических и экономических основ хозяйствования в России, г. Москве, Восточном административном округе, Централизованной библиотечной системе № 1, созданной на части территории округа (районы Богородское, Метрогородок, Гольяново, Преображенское). При разработке концепции учтены общие проблемы культурного развития и образования, конкретные учебные, производственные и хозяйственные задачи, решаемые в округе, закон "О библиотечном деле", Устав ЦБС, материалы анализа состояния и деятельности, входящих в нее библиотек.

Главная цель мер, обозначенных в концепции, - обеспечить доступность к библиотечным ресурсам всему населению, более полное и оперативное удовлетворение его потребностей в информации, библиографических источниках, книжной продукции, периодических изданиях, в развитии досуговых форм работы, на основе применения более совершенных форм и методов работы, современных технологических средств и информационных технологий, вхождения в корпоративную сеть библиотек г. Москвы.

В структурном отношении концепция состоит из пяти разделов:

1. Состояние библиотечной системы по обслуживанию населения к началу разработки концепции.

2. Концептуальные основы совершенствования системы библиотечного обслуживания населения.

3. Направления и приоритеты механизации и автоматизации технологических процессов в библиотечной системе.

4. Участие в создании корпоративной сети публичных библиотек г. Москвы.

5. Приложения.

I. Состояние библиотечной системы по обслуживанию населения к началу разработки концепции.

Централизованная библиотечная система № 1 была создана в 1979 году. Сегодня она объединяет 14 библиотек, в которых сосредоточено свыше 1 млн. документов. В систему входят Центральная библиотека им. М. Шолохова, 6 библиотек, обслуживающих взрослое население, 5 детских библиотек, 1 юношеская библиотека и специализированная библиотека экономической и юридической литературы, которой практически пользуются все жители города Москвы и Московской области.

На территории, обслуживаемой ЦБС, находится Государственная республиканская юношеская библиотека – общедоступная библиотека федерального подчинения, которой пользуется 57 тыс. читателей, значительная их часть – молодежь, проживающая в округе.

Сведения о распределении библиотек и основных библиотечных ресурсов по территориям районных управ содержит таблица:

Централизованная библиотечная система № 1 Восточного административного округа г. Москвы, 1999 год

Библиотеки по управам

Население, тыс. чел.

Площадь библиотек, кв. м

Фонд, тыс.

Штат библиотечных работников

Книг на жителя

Обеспеченность площадью кв. м на 1000 жителей

Тыс. жителей на 1 работника

Преображенское

76

2662

257,2

45

3,4

35,0

1,7

Центральная б-ка

 

1507

144,9

34

 

 

 

Б-ка № 59

 

1155

108,5

7

 

 

 

БЭЮЛ

 

2662

3,8

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гольяново

142,1

3513

441,7

39

3,1

24,7

3,6

Б-ка № 76

 

739

78,6

6

 

 

 

Б-ка № 105

 

742

125,4

9

 

 

 

Б-ка № 57

 

114

16

2

 

 

 

Б-ка № 115 ю.

 

535

131

8

 

 

 

Б-ка № 115 ц.д.

 

690

53,8

8

 

 

 

Б-ка № 161 д.

 

693

36,9

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богородское

77,4

2310

233,6

17

3,0

29,8

4,6

Б-ка № 107

 

831

90,6

5

 

 

 

Б-ка № 55 д.

 

623

62,3

6

 

 

 

Б-ка № 57 д.

 

856

80,7

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метрогородок

28,7

758

113,9

12

4,0

26,4

2,4

Б-ка № 103

 

497

62,3

7

 

 

 

Б-ка № 103 д.

 

261

51,6

5

 

 

 

Всего

324,2

9243

1046,4

113

3,2

28,5

2,9

Если сравнивать показатели ресурсного обеспечения библиотек округа и города Москвы в целом, то нужно отметить совпадение уровней книгообеспеченности, но уровень обеспечения помещениями ниже эталонных значений, установленных с учетом отечественных стандартов, примерно на 10 %, а по обеспеченности библиотечным персоналом - на 27 %.

Имеется некоторая неравномерность в распределении существующих библиотечных ресурсов по районным управам. В будущем предстоит добиться их более равномерного территориального размещения за счет некоторого перераспределения книг и ежегодных ассигнований на их приобретение, а также на содержание штата.

В следующей таблице представлены основные показатели, определяющие объем деятельности библиотек ЦБС, уровень использования основных ресурсов в разрезе отдельных районных управ. Анализ данных свидетельствует о наличии определенных возможностей привлечения новых читателей, увеличения объемных показателей обслуживания как за счет использования внутренних резервов, так и за счет целенаправленных дополнительных вложений средств, прежде всего на увеличение численности персонала.

Централизованная библиотечная система № 1 Восточного административного округа г. Москвы, 1999 год

Библиотеки

по управам

Чит-ли

тыс.

Охват

в%%

Посещен.

тыс.

К-выдача

тыс.

К-выдач

нажит.

Справок

тыс.

Условная

кв.тыс.

Обращ.

фонда

Нагрузка

к-в./час

Ис.пом.

Т.К-В/К.М

Преображенское

21,2

27,9

125.6

429,7

5.6

12.2

508,4

2,0

5.6

0.19

Центральная б-ка

9,6

 

 

56

216,9

 

 

5.8

252.4

1,7

3.7

0.17

Б-ка 59

6,7

 

 

43,4

129.5

 

 

4,1

156,5

1,4

11.2

0,14

БЭЮЛ

4,9

 

 

26.2

83,3

 

 

2,3

99,4

26,2

12,4

0,04

Гольяново

33.8

23,7

227,4

699,9

4,9

23,4

844,0

1.9

10,8

0,24

Б-ка 76

 

 

4.5

 

 

29

89,5

 

 

5

110.5

1,4

9,2

0,15

Б-ка 105

 

 

7,8

 

 

47.2

157.1

 

 

0.8

181,7

1.4

10,1

0,24

Б-ка 57

 

 

1,9

 

 

7,6

35

 

 

2

41.4

2,6

10,4

0.36

Б-ка 115 юношеская

7.8

 

 

46

153,3

 

 

1,9

178,8

1.4

11,2

0,33

Б-ка 115 центр. детс.

6,5

 

 

50,3

124,4

 

 

7.7

159,6

3.0

10.0

0,23

Б-ка 161 детская

5,3

 

 

47,3

140,6

 

 

6

172,1

4.7

14.3

0,25

Богородское

14.9

19,3

105,5

299,3

3,9

7.9

362,3

1,6

10,7

0,16

Б-ка107

4.4

 

 

23,2

87,3

 

 

2,6

102,3

1,1

10.2

0,^

Б-ка 55 детская

5,3

 

 

40,5

104,7

 

 

2.3

127.9

2,1

10,7

0,21

Б-ка 57 детская

5,2

 

 

41,8

107,3

 

 

3

132.1

1.6

11,0

9,15

Метрогородок

10,5

36.6

46.4

211,3

7.4

4.7

240.6

2.1

10.0

0,32

Б-ка 103

4,4

 

 

26

122.1

 

 

3,6

139,8

2.2

10,0

0.28

Б-ка 103 детская

6.1

 

 

20.4

89,2

 

 

1.1

100,8

2,0

10.1

0,39

Всего:

80,4

25

504,9

1640.2

5

48.2

1955,3

1.9

7.5

0.21

Кол-во посещений массовых мероприятий определено в 10 % от общего числа посещений и переведено в условную книговыдачу в соотношении 1:5

 Справки переведены в условную книговыдвчу в соотношении 1:1,3

Из года в год библиотеки ЦБС совершенствуют качество работы по обслуживанию населения, всемерно расширяют номенклатуру оказываемых услуг.

В ЦБС действует взаимосвязанная система электронных каталогов и картотек. Имеется электронный каталог на весь фонд ЦБС с 1994 г. Самостоятельный электронный каталог ведется на фонд экономической и юридической литературы библиотеки БЭЮЛ. Созданы электронные каталоги с росписью периодической печати по темам, предметам. В электронном краеведческом каталоге, включающем более 250 наименований документов, представлены редкие материалы о Восточном административном округе, по разделам "Черкизово", "Преображенское".

Пользователи библиотеки могут получить фактографическую информацию в целой системе книжных выставок: "Москва, страницы истории", которая повествует о первых поселениях Москвы, династии Рюриковичей. О Романовых, начиная с первого царя Михаила Романова до Николая II, подробно рассказывают материалы выставки "Россия: три века истории". С вехами истории православия знакомит выставка "Русское Православие". Заглянуть в XXI век позволяют материалы выставок "Планета шагает в XXI век". Выставка "Россия – глас народа" отражает выборы в Государственную Думу, мэра и вице-мэра г. Москвы, Президента России.

Центральная библиотека получила выход в Интернет и открыла общедоступный Интернет-класс на 5 рабочих мест. К работе в Интернет-классе допускаются пользователи, владеющие навыками самостоятельного общения с компьютером. Однако на практике оказалось, что более 35% пользователей нуждались в консультации. Поэтому и было организовано обучение и предложены пользователям русскоязычные справочные и поисковым системы Интернет. Библиотека предложила пользователям деловую, культурную и общеобразовательную информацию в созданных ею базах данных из справочных, библиографических и полнотекстовых документов. Библиотека не только предоставляет свои базы данных, но и выявляет адреса существующих серверов информационных учреждений. В информационно-библиографическом отделе собирается информация о краеведческих ресурсах крупнейших библиотек, музеев, архивов и других организаций города. Имеются полнотекстовые документы о Восточном административном округе. В предоставлении деловой информации принимает участие издательство "Дело и сервис", выпускающее литературу по бизнесу, экономике, новым информационным технологиям.

Создана и действует локальная компьютерная сеть, охватывающая все структурные подразделения Центральной библиотеки. Готовится к открытию специализированный читальный зал для работы с компакт-дисками (4 автоматизированных рабочих мест). В нем будут представлены полнотекстовые и библиографические информационные ресурсы. Уже сейчас пользователь имеет доступ к базе данных информационно-поисковой системы "Гарант" (библиотека им. М. Шолохова), "Консультант+" (библиотека Экономической и юридической литературы). В настоящее время доступ к информации – актуальная задача, и ее решает ЦБС, предоставляя оперативно и широко доступ к любой информации через Интернет.

В ЦБС подготовлены и изданы фактографические пособия: "Москва, я думал о тебе!" (Московские адреса А.С. Пушкина), "Возвышайся над Москвой, но для всей России" (о памятнике А.С. Пушкину в Москве), "Пушкинская героиня" (о Н.Д. Фонвизиной), "Утаенная любовь" А.С. Пушкина" (о М.Н. Волконской), созданы материалы по теме "Система информирования и просвещения населения по вопросам организации местного самоуправления".

За прошедший год в ЦБС было организовано и проведено свыше 2-х тысяч массовых мероприятий с охватом более 64 тыс. человек.

Прогноз развития ВАО г. Москвы свидетельствует о том, что округ стоит на пороге крупных изменений в промышленности, в сфере обслуживания. Внедрение новых технологий, увеличение объема выпуска товаров народного потребления, а также активное участие предприятий и учреждений ВАО в развитии общероссийских и международных связей будут способствовать этому процессу. Поэтому потребительский потенциал ЦБС должен расти, но для удовлетворения существующих и новых потребностей необходимо дальнейшее развитие системы библиотечного обслуживания округа, укрепления ее материально-технической базы и кадрового состава библиотечных и иных работников, занятых сегодня в библиотеках, повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на библиотечное дело.

II. Концептуальные основы совершенствования системы библиотечного обслуживания населения.

2.1. С целью более равномерного распределения библиотечных ресурсов по территории округа намечается провести ее библиотечное районирование, определить примерное число потенциальных пользователей в зоне влияния каждой библиотеки, а также выявить особенности внешней среды, способной повлиять на интенсивность пользования библиотеками.

2.2. Рассмотреть возможность некоторого перераспределения книжного фонда между филиалами с учетом потенциальных возможностей и фактического уровня его использования. При распределении ассигнований на комплектование учитывать показатели книгообеспеченности населения и обращаемость фонда.

2.3. Обосновать необходимость увеличения штатной численности в ЦБС, и при появлении возможности вводить новые штатные единицы в те библиотеки, где достигнуты наиболее высокие показатели производительности труда персонала и имеются наиболее реальные перспективы увеличения числа пользователей. Увеличивать также численность персонала на тех централизованных процессах, которые наиболее существенно способны повысить эффективность работы всей ЦБС.

2.4. Состав фондов библиотек, особенно в филиалах, ориентирован на текущие запросы населения. Книги, пользующиеся наибольшим спросом, следует приобретать в достаточном количестве экземпляров даже в ущерб широте репертуара.

2.5. Набор услуг, сопутствующих традиционной работе библиотек, должен расширяться и адаптироваться к запросам населения, т.е. должен увеличиваться фонд источников информации на нетрадиционных носителях, возрасти масштаб предоставления в личное пользование печатных изданий, документов и их копий.

2.6. Должны внедряться новые формы индивидуальной и массовой работы, соответствующие потребностям города и ВАО, позволяющие лучше осваивать основной информационный потенциал библиотек. Все массовые мероприятия должны подчиняться непосредственным интересам жителей.

2.7. Необходимо продолжить углубление начатой в библиотечной системе специализации отдельных филиалов, дающей возможность на определенных направлениях работы с пользователями лучше использовать творческие возможности каждой библиотеки, создавать передовой опыт для последующего использования в других библиотеках.

2.8. Необходимо привести всю работу в ЦБС в четкую систему, тесно связав ее с городскими целевыми программами.

2.9. Пересмотреть режим пользования библиотекой с учетом пожеланий населения и показателей фактической посещаемости библиотек в те или иные дни недели и часы, но и с учетом сохранения высококвалифицированных кадров.

2.10. Усовершенствованная система ЦБС, укрепленная квалифицированными кадрами, развитой структурой (см. приложения) должна гарантировать каждому жителю равные права на пользование услугами библиотек и на высокое качество информационного, справочно-библиографического обслуживания.

Граждане, вкладывающие в дополнение к бюджетным ассигнованиям свои личные средства, должны будут получать дополнительные льготы в пользовании библиотеками. Часть услуг в определенных законом рамках продолжит оказываться за плату, создавая внебюджетный фонд на развитие ЦБС.

2.11. Главным результатом всех преобразований в системе библиотечного обслуживания должно стать сокращение разрыва между потребностями населения в получении информации, собранной в документальных источниках, и фактическим уровнем их удовлетворения.

III. Направления и приоритеты механизации и автоматизации технологических процессов в библиотечной системе.

3.1. Одним из наиболее существенных факторов повышения качества обслуживания, расширения ассортимента услуг и сокращения затрат труда на выполнение единицы услуг является сегодня массовое внедрение новых технологий и соответственно новой техники в библиотечно-информационные процессы, комплексная их автоматизация и механизация. К подобным процессам в библиотечном деле относятся:

  • формирование заказов на пополнение фондов библиотек книгами, периодическими изданиями, документами на электронных носителях и другими источниками информации, отслеживание их выполнения, учет новых поступлений;
  • библиографическая обработка новых поступлений;
  • формирование справочно-библиографического аппарата на библиотечные фонды, приобретение готовых информационных систем (см. приложения);
  • осуществление пользователями и персоналом поиска нужных источников по заданным проблемам, темам или другим поисковым признакам;
  • регистрация пользователей, выдаваемой литературы и сроков выдачи;
  • отслеживание динамики в количестве и структуре потребительского контингента, в их запросах, прогнозирование их параметров на будущее;
  • выявление нарушений сроков пользования книгами и начисление штрафов за просрочку;
  • анализ использования отдельных частей фонда и читаемости отдельных книг для корректировки формирования фондов;
  • обеспечение оперативного обмена книгами и документами между библиотеками системы, организация обслуживания граждан через передвижные формы работы, МБА;
  • обеспечение возможности выхода в городские и иногородние базы данных и оперативного получения дополнительной информации;
  • предоставление пользователям более емких и комплексных носителей информации (компакт-дисков), позволяющих разнообразить библиотечную работу, сокращая потребность в площадях для хранения фондов;
  • управление объединением библиотек ЦБС;
  • подготовка различной документации, печатной продукции, требуемой для работы с пользователями и персоналом.

3.2. Опираясь на достигнутые положительные результаты компьютеризации центральной библиотеки, необходимо добиваться большей комплексности в использовании компьютерной техники, увеличения рабочих мест в локальной сети для пользователей и библиотекарей, ускорения работ по созданию единого электронного каталога не только на текущее комплектование, но и на ретроспективную часть ценной литературы библиотек ЦБС (см. приложения), выхода во внешние информационные базы данных, активного распространения опыта Центральной библиотеки на автоматизацию базовых филиалов, а затем всех библиотек ЦБС, выход в Интернет всех библиотек системы.

3.3. Для обновления и расширения технической базы ЦБС, для обеспечения библиотек компьютерами, новыми программными продуктами, сопутствующими устройствами, средствами связи, копировальной техникой и расходными материалами создана специальная целевая программа развития автоматизации, которая потребует вложения городских бюджетных средств (см. приложение).

IV. Участие в создании корпоративной сети публичных библиотек г. Москвы.

4.1. Центральная библиотека продолжит работу по внедрению современных библиотечно-информационных технологий на основании "Программы автоматизации московских массовых библиотек" и документа ГПНТБ России "Создание корпоративной сети публичных библиотек г. Москвы".

4.2. Для удовлетворения социально значимых нужд пользователей ЦБС будут созданы новые общедоступные информационные ресурсы.

4.3. С целью полноценного предоставления пользователям московских библиотек информационных ресурсов ЦБС будут отредактированы каталоги, картотеки, базы данных и переведены на лингвистически совместимые машинные языки.

4.4. В результате создания корпоративной сети пользователи ЦБС получат независимо от держателей материалов текстовые, мультимедийные документы, фактографическую информацию об административных, культурных, медицинских учреждениях и учебных заведениях, транспорте, различного рода мероприятиях, услугах населению и пр.

4.5. Информационные ресурсы всего мира пользователь получит в Интернет-классе, сможет воспользоваться электронной почтой, сканировать документы.

4.6. Компьютерный класс позволит пользователю получить машинное время, изучить электронные документы на компакт-дисках, использовать электронные базы данных, заказать книгу в электронном книжном магазине.

4.7. Центральная библиотека им. М. Шолохова планирует создание сайта для Интернета с ресурсами ЦБС: электронными каталогами, картотеками, базами данных полнотекстовых, фактографических и библиографических документов и материалов справочного характера о Восточном административном округе.

V. Совершенствование методов управления библиотечной системой.

5.1. ЦБС работает под непосредственным руководством специализированного подразделения префектуры ВАО - Управления культуры и досуга.

5.2. Население имеет возможность влиять на управление библиотечным делом через систему выборов в Городскую Думу и наказов своим избирателям, а также через районные Управы, местное самоуправление, средства массовой информации, печать, администрацию ЦБС, Совет трудового коллектива.

5.3. Управление ЦБС - это сочетание единоначалия и коллективизма в лице директора, Совета директоров и избранного коллективом ЦБС Совета трудового коллектива. Они регулируют использование полученных библиотечных ресурсов материальной заинтересованности работников ЦБС в достижении более качественных результатов.

Жители районных Управ должны быть поставлены в равные условия по ресурсным возможностям, а библиотеки должны обладать равными возможностями для работы с населением, поэтому необходимо увеличение бюджетных ассигнований на развитие структуры ЦБС.

5.4. Главным источником финансирования ЦБС по-прежнему остается городской бюджет, из которого целевым назначением выделяются средства на капитальные вложения и текущее содержание библиотечных учреждений в соответствии с предварительными заявками и финансовыми возможностями города. В соответствии с законодательством минимальный размер текущих расходов по библиотекам не должен быть ниже уровня предыдущего финансового года с учетом размеров инфляции и перспектив развития ЦБС (см. приложение).

Одним из источников финансирования ЦБС могут быть добровольные благотворительные вклады предприятий, организаций и учреждений, частных лиц.

Еще одним источником финансовой поддержки является плата за оказываемые библиотеками услуги. Вид платных услуг и цены на них устанавливаются администрацией ЦБС.

Управление культуры и досуга должно дополнительно направлять средства на финансирование целевых программ и мероприятий по повышению квалификации библиотечных кадров, включая стажировки в других городах и странах, для проведения смотров, конкурсов, поощрения за высокие показатели в работе, на организацию массовых мероприятий, на проведение научных исследований, социологических опросов, создания имиджа каждой библиотеки ЦБС, развитие структуры, участие в создании корпоративной сети.

5.5. Важно всей системой финансового регулирования содействовать повышению эффективности деятельности каждой библиотеки и каждого работника, материальному стимулированию их пропорционально конечному результату.

5.6. Администрация ЦБС должна отчитываться о результатах своей деятельности и анализа работы ЦБС перед коллективом ежеквартально.

5.7. Для успешного развития ЦБС, а также для выявления степени реализации внутреннего потенциала библиотек в улучшении качества обслуживания населения необходимо иметь следующие данные:

- сведения о том, какой уровень библиотечного обслуживания населения может считаться на данный или ближайший период эталонным (с учетом зарубежного и отечественного опыта научных разработок);

- мнения библиотечных работников о возможных путях дальнейшего совершенствования системы библиотечного обслуживания населения и о конкретных организационных мерах, которые должны быть осуществлены всеми основными участниками процесса библиотечного развития ЦБС. Дополнительным источником информации об отношении населения к библиотекам могут служить читательские конференции, круглые столы, проводимые отдельными библиотеками по итогам работы за год, а также письма и предложения пользователей.

5.8. Для формирования банка основных эталонных показателей развития библиотечного дела, важных для построения и функционирования библиотечной системы, используются действующие международные стандарты, отечественные градостроительные и библиотечные нормативы, а также наилучшие показатели, достигнутые библиотеками ВАО, города, России.

Система этих эталонных показателей должна периодически рассматриваться на всех уровнях управления ЦБС и утверждаться в качестве важнейших ориентиров развития на Совете директоров.

5.9. Главным источником информации об основных параметрах, характеризующих состояние и динамику развития библиотечной системы, является официальная статистическая отчетность, позволяющая оценить главные тенденции развития библиотечного дела ЦБС, выявить библиотеки и направления, требующие особого внимания в плане материальной и организационной поддержки, а также библиотеки с лучшей постановкой дела, могущей стать примером для других.

5.10. Опытным путем должна быть определена оптимальная структура информационного массива, используемого для нужд ЦБС, сроки обновления его отдельных частей, форм и масштабы использования.

Информация, получаемая ЦБС, должна быть доступна для населения, библиотечных работников через специально издаваемые бюллетени, обзоры, публикации, информационные стенды.

5.11. Администрация обязана составлять аналитические обзоры и прогнозы развития библиотечного дела в муниципалитетах "Богородское", "Гольяново", "Метрогородок", "Преображенское", а также выявлять потребности в развитии сети библиотек, в ремонте зданий, в библиотечном оборудовании, в кадрах, в финансировании, а также:

  • подготавливать предложения и заявки на финансирование планов и программ;
  • распределять бюджетные ассигнования по библиотекам ЦБС;
  • утверждать планы работы библиотек-филиалов;
  • собирать и анализировать текущую отчетность;
  • контролировать работу библиотек;
  • формировать банк данных о передовом опыте библиотечной работы ЦБС города Москвы, регионов России, зарубежных стран;
  • решать кадровые вопросы, осуществлять оперативное управление в рамках ЦБС, разрабатывать инструктивно-методические материалы для библиотечных работников;
  • организовывать проведение смотров, конкурсов библиотек;
  • решать вопросы повышения квалификации библиотечных работников.

 

 

 

 

Приложение

 

 

Приложение

 

 

Приложение

 

 

Приложение

 

 

Приложение

 

 

 

№ п.п.

 

Ресурсная база

 

Показатели обслуживания

Обеспеченность площадью кв. м на 1000 жителей

Книгообеспеченность (книг на одного жителя)

Библиотечных работников на 10 000 жителей

Охват населения библиотечным обслуживагнием (пользователей на 100 жителей)

Книговыдача на жителя

1.

ЦБС № 1 ВАО г. Москвы

 

26,5

3,4

3,1

24,9

5,1

2.

Все библиотеки г. Москвы

 

27,2

3,1

3,4

24,4

4,9

3.

Эталонные значения с учетом отечественной и международной практики

 

40,5

4

5

50

10

 

Приложение

Перспективный план внедрения вычислительной техники в филиалы ЦБС на 2000 – 2005 гг.

I.Центральная библиотека им. М. Шолохова:

  1. Лазерный принтер для компьютерного класса – 1 шт.
  2. Блоки питания для компьютеров - 12 шт.
  3. Сетевые фильтры "Пилот" - 12 шт.
  4. Компьютер с CD-ROM и мультимедиа для компьютерного класса – 4 шт.
  5. Сканер для библиографического отдела – 1 шт.
  6. Мебель для множительной и вычислительной техники.
  7. Колонки и наушники для Интернет-класса – 5 шт.

II. Множительная техника типа CANON (или другая).

библиотека № 105 - 1 шт.

библиотека № 107 - 1 шт.

библиотека № 76 - 1 шт.

библиотека № 115 - 1 шт.

библиотека № 55 - 1 шт.

библиотека № 57 - 1 шт.

библиотека № 103д - 1 шт.

Всего: 7 шт.

III. Вычислительная техника.

Компьютер в комплекте (монитор, принтер, клавиатура, "мышь")

библиотека № 59 - 2 шт.

библиотека № 115ю.- 1 шт.

библиотека № 103 - 1 шт.

библиотека № 76 - 1 шт.

библиотека № 57 - 1 шт.

библиотека № 57д. - 1 шт.

библиотека № 55д. - 1 шт.

библиотека № 103д. - 1 шт.

библиотека № 107 - 1 шт.

библиотека № 161д. - 1 шт.

Всего: 11 шт.

 

 

 

 

Приложение

 

Потребность в кадрах ЦБС № 1 ВАО.

Заместитель директора по автоматизации - 1

Главный библиотекарь отдела новых технологий - 1 (14 разряд)

Библиотекарь отдела новых технологий - 1 (11 разряд)

Заведующий отделом краеведения - 1 (13 разряд)

Главный библиотекарь информационно-библиографическим отдела - 1 (14 разряд)

Библиотекарь - 2 (11 разряд)

Главный библиотекарь – менеджер - 1 (14 разряд)

Главный библиотекарь – маркетолог - 1 (14 разряд)

Заведующий отделом экономической и

юридической литературы - 1 (14 разряд)

Зав. сектором - 2 (12 разряд)

Главный инженер по обслуживанию электронной техники -1

Ведущий методист по работе с юношеством - 1 (13 разряд)

Психолог по работе с детьми и юношеством - 1

Бухгалтер-экономист - 1

Гардеробщик - 2

 

 

Приложение

Библиотечная реклама

Проспекты о ЦБС и каждом филиале.

Работа клубов, лекториев, другие формы массовой работы.

Информационные стенды

Фактографические выставки.

Публикации в периодической печати, специализированных изданиях.

Изготовление видеопродукции о работе ЦБС.

Сайт в Интернете.

Выступления на телевидении.

 

 

Приложение

 

 

Бюджетное финансирование ЦБС

Статья 1 1.000.000 руб.

Статья 2 500.000 руб.

Статья 3 170.000 руб.

Статья 4 25.000 руб.

Статья 12 700.000 руб.

Статья 16 1.000.000 руб.

Статья 18 2.000.000 руб.

Итого ежегодно: 5.395.000 руб.

На 2000 – 2005 годы 26.975.000 руб.

 

 

 


 
 в начало страницы
Copyright © 2000 ЦБС №1 ВАО