Первая страница
Централизованная библиотечная система № 1 ВАО  
ЦБС № 1 ВАО
Центральная библиотека им. М.А. Шолохова и филиалы
Статьи о библиотеках ЦБС № 1 ВАО
Издательская деятельность
Документы краеведческого фонда
Каталоги
Справочная система по ВАО
Учреждения культуры, досуга и спорта
Наш депутат

назад  

Возвышается над Москвой, но для всей России

(о памятнике А.С. Пушкину в Москве)

 

                                       «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет»

                                                                                                 Тютчев Ф.И.

Памятник А.С. Пушкину Идея создания памятника А. С. Пушкину давно зрела в русском обществе. В 1837 году об этом сказал стихами Ф.И. Тютчев. В 1843 году Белинский писал, «что придет время, когда потомство воздвигнет ему вековечный памятник». Вскоре после гибели Пушкина один из его ближай­ших друзей, выдающийся поэт и переводчик Василий Андреевич Жуковский, высказал мысль о создании «народного памятника» в Михайловском, издании собра­ния сочинений поэта. Однако император Николай I не поддержал эту идею, и было издано только собрание сочинений поэта.

В 1855 году с предложением о создании памятника выступили чинов­ники Министерства иностранных дел, в списках которого числился поэт. Они обратились с ходатайством к своему начальнику князю А.М. Горчако­ву, бывшему лицейскому товарищу поэта. Но и оно было отклонено.

В 1860 году в связи с подготовкой к торжественному празднованию пятидесятилетия лицея, где проходили годы учения юного Пушкина, быв­шие лицеисты высказали пожелание воздвигнуть памятник поэту в саду лицея. На народные средства художниками Лаверецким и Бахманом был создан первый проект памятника. Но поток пожертвований продолжался недолго и вскоре совершенно прекратился.

Вопрос о памятнике снова возник в 1870 году. В феврале 1871 года был образован Комитет по сооружению памятника, в который вошли бывшие лицеисты, в том числе товарищи А.С. Пушкина, М. Корф и Ф.Ф. Матюшкин. По предложению Матюшкина было решено памятник поэту поставить не в Царском селе, а в Москве, что должно было придать памятнику «значение вполне народного достояния». Место для памятника Московской городской Думой было отведено на Тверском бульваре. Во всех газетах бы­ло напечатано обращение Комитета о возобновлении сбора пожертвований. В итоге пожертвования составили 106575 рублей - по тому времени сумму огромную.

В результате конкурсов, устроенных в 1873, 1874 и 1875 годах, Ко­митетом был выбран проект скульптора А.М. Опекушина, как соединявший в себе «с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта».

 

                      Грустен и весел вхожу,  ваятель в твою мастерскую:

                          Гипсу ты мысль даешь, мрамор послушен тебе:

                         Сколько богов, и богинь и героев!..

 

А. М. Опекушин Автор памятника академик Александр Михайлович Опекушин (1838 - 1923) - выходец из крепостных крестьян Ярославской губернии. Его отец, опытный лепщик на бронзолитейном заводе, обнаружив у мальчика увлечение лепкой, выпросил разрешение у помещицы отдать его на обучение в Петербург. Александр Опекушин начал учиться в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем в мастерской известного в то время скульптора Д.И. Иенсена. В 1861 году пришел первый успех. Ученый совет Академии художеств  присуждает Опекушину Малую серебряную медаль за барельеф на античный сюжет. В этом же году известный  художник М.И. Микешин предложил молодому ваятелю принять участие в работе возглавляемой им группы скульпторов по сооружению грандиозного  памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. У подножья этого памятника были помещены многочисленные фигуры русских военачальников, ученых, государственных деятелей и писателей, среди которых была и фигура А. С. Пушкина. Это было первое скульптурное изображение поэта. Опекушину, как начинающему скульптору, было поручено выполнить фигуру Петра I.                                                   

Он успешно справился с работой, и Микешин привлек теперь  уже   его одного к созданию памятника выдающемуся русскому флотоводцу ад­миралу А.С. Грейгу в городе Николаеве. В 1872 году Опекушин  работает   над монументом - памятником Екатерине II, сооружавшимся в Петербурге. Участие в создании этого памятника принесло заслуженный успех Опекушину. Его имя впервые было отмечено журналом «Русская старина».

После 1873 года начинается второй этап в творчестве скульптора -  период его зрелости.  Опекушин хотел сказать свое слово в искусстве. Он был строг и правдив в оценке собственных работ, постоянно находил даже в самых удачных из них много недостатков. Эти качества позволили ему стать творцом, создать образ человека, отвечавшего его идеалам. Скульптора увлекла идея создания памятника великому русскому поэту, и он весь отдался этой работе.                            

 

               Изобрази ты в нем поэта,

                 Чтоб в царстве мысли царь он был

                 Исполнен внутреннего света,

                 Да им и нас бы охватил

                                                                                                Майков А.Н.

Решение правительства в 1860 году собрать народные средства на со­оружение памятника А. С. Пушкину позволило сбыться стремлениям Опе­кушина и дало возможность развернуться его таланту скульптора-мону­менталиста.

Опекушин не случайно решил изобразить поэта идущим. Подвиж­ную, энергичную фигуру Пушкина можно было встретить в разных концах города. Эти прогулки помогали восстанавливать душевное равновесие, мыс­лить, давали новые впечатления его творческому воображению.

Возможно, на эту мысль натолкнула его знаменитая «Элегия»:

 

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли в многолюдный храм,

Сижу ль средь юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам

Опекушин мог отчетливо представить себе одинокую фигуру Пушки­на, прогуливающегося по городским улицам. Сырой ветер раздувает полы его широкого плаща, кругом снуют люди и экипажи. Поэт снял шляпу и внутренним слухом всем существом своим прислушивается к мелодии сти­хов, слагающихся в голове. Разум и чувства его витают вдали от окру­жающего, лицо вдохновенно и спокойно... Он наедине со своим твор­чеством.

На первый конкурс Опекушин представил три варианта модели па­мятника под № 13, 14, 15. В вариантах 13, 15 фигура Пушкина изображе­на на четырехугольном постаменте в плаще, со скрещенными на груди ру­ками. Подножье постамента в варианте № 13 украшено четырьмя скульп­турными группами с изображением героев «Бориса Годунова», «Полтавы», «Евгения Онегина», «Сказки о рыбаке и рыбке». В модели № 15 у поста­мента помещена лишь одна фигура музы поэзии, играющей на лире. В про­екте № 14 скульптор показал поэта, сидящего на скале. За его спиной на лире играет крылатая муза поэзии.

Так как первый конкурс не дал окончательных результатов, в 1874 году состоялся второй. Выставка моделей этого конкурса привлекла значительно большее внимание общественности и художественных критиков. Во­круг проектов разгорались споры. Среди участников конкурса вновь были Опекушин и его главный соперник Забелло. Их работы были выделены из числа других и удостоены поощрительных премий. Но первая премия опять никому не была присуждена.

В следующем 1875 году был организован третий заключительный конкурс. В нем соревновались скульпторы Забелло и Опекушин. Вне кон­курса представили свои работы еще два мастера: Шредер и знаменитый скульптор М.М. Антокольский. Проект Антокольского представлял собой огромную скалу, вокруг которой по спирали поднимались вверх друг за другом главные герои из различных произведений Пушкина. На вершине скалы стоит скамейка, с сидящей фигурой поэта, погруженного в раздумья. Вокруг скалы должен был быть бассейн с водой. Эта интересная сама по себе композиция вызвала самые разноречивые толки.

Простые однофигурные модели Забелло и Опекушина выгодно отли­чались от сложных многофигурных композиций Шредера и Антокольского. Им был присущ глубокий психологизм в раскрытии образа поэта. Опеку­шин представил на этот конкурс шесть моделей, из которых три были признаны лучшими. Первая из них изображала задумавшегося Пушкина, стоящего со слегка опущенной головой, другая представляла поэта сидящим на скамейке с книгой в руках, третья - Пушкин стоит со скрещенными на груди руками, обратив лицо к небу. Высшую награду на конкурсе за­воевала первая модель из трех отобранных.

Опекушин вспоминал: «В течение ряда лет ночи не спалось как следует. Были три лихорадочные конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько было зависти друг к другу! ... Газеты кричали наперебой. Одна из них предлагала кончить конкурировать и отложить дело на двадцать-тридцать лет, вернее, ждать свежих художественных сил. Другая доказы­вала обратное, что никто не может гарантировать в будущем приход более талантливых художников, а третья выдвинула такое предложение: устроить последний «петушиный бой», пригласив на него только тех скульпторов, которые на предыдущих конкурсах получили премии; если, дескать, они не сумеют создать что-либо достойное Пушкина, тогда в силу обстоятельств отложить дело на неопределенный срок...».

            Опекушинская модель пушкинского памятника стала столь популярна, что многие обращались к автору с просьбой подарить авторский вариант статуи поэта. Сохранилось письмо И.С. Тургенева: «Милостивый государь, Александр Михайлович! А. В. Головин передал мне Ваше намерение по­чтить меня подарком экземпляра Вашей пушкинской статуи, за что прошу Вас принять мою искреннюю благодарность. Очень буду рад лично позна­комиться с Вами и иметь случай выразить Вам все мое уважение к Вашему таланту. Примите уверение в моем сочувствии и искреннем почитании».

Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе англичанина Кохуна в Петербурге. Пьедестал памятника, изготовленный из темно-серого и темно-красного гранита, бронзовые тумбы у его подножия и четы­ре чугунных светильника были выполнены по проекту архитектора И. Богомо­лова, а все каменные и монтажные работы исполнены рабочими подрядчика А.А. Баринова. Высота памятника вместе с фигурой составила около 11 метров. На боковых сторонах постамента были высечены строки из стихотворения «Памятник», искаженные цензурой. В 1937 году эти надписи были сбиты и восстановлены подлинные пушкинские строки.

               Справа:   И долго буду тем любезен я народу,

                               Что чувства добрые я лирой пробуждал,

                               Что в мой жестокий век восславил я свободу

                                И милость к падшим призывал.

               Слева:     Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

                                И назовет меня всяк сущий в ней язык,

                                И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

                                Тунгуз, и друг степей калмык.

Сооружение памятника обошлось в 86.761 рубль 53 копейки. Остав­шиеся деньги решено было употребить на издание «Дешевой пушкинской библиотеки» и на премии имени Пушкина в Академии наук.

6 июня 1880 года состоялось торжественное открытие памятника. Это событие имело огромное значение в культурной жизни Москвы и всей России. Целых три дня продолжались в Москве пушкинские торжества. Это были всенародные праздники, выражающие безграничную любовь к поэту - гению России.

       В церкви Страстного монастыря московским митрополитом Макарием была отслужена заупокойная литургия. В двенадцать часов процессия напра­вилась к покрытой красным сукном эстраде, которую окружила многотысячная толпа. Зачитали акт о передаче памятника Комитетом городу Москве. Акт был вручен городскому голове С.М. Третьякову.

Обозреватель журнала «Будильник» так описывал это событие: «В 20 минут первого... спала пелена, покрывавшая памятник, и задумчивый облик поэта был приветствован громким, продолжительным «ура» тысячи уст! Кричавшим на площади отвечали такими же ответными криками и дальше стоявшие толпы народа... Длинной вереницею стали подходить к памятнику депутации, возлагая к подножию пьедестала бесчисленное мно­жество лавровых венков, большинство которых было украшено живыми цветами и разноцветными лентами с вытисненными на них серебром и зо­лотом надписями... Народ покупает у торговцев массы ландышей и фиалок и закидывает ими пьедестал памятника... К вечеру зажигается иллюмина­ция...»

Писатель Г. Успенский в публицистической статье, посвященной пушкинским дням в Москве, подчеркивал незаурядность этого события, его роль в развитии народного сознания: «Торжество в честь человека, кото­рый знаменит тем, что писал стихи, повести, - когда это видывали мы все, здесь на торжестве присутствующие, когда видывала это Москва? Будь это торжество чем-нибудь вроде крестного хода, напоминай спасителя оте­чества вроде Минина и Пожарского... все это известно и знакомо послед­нему ребенку... Но Пушкин ... Что это такое? Почему торжество перед обыкновенным барином, не только без палки или сабли в руках, но даже и без шапки? ... Кто он таков? Писатель! Что же это означает? ... Не оглушительное «ура», раздавшееся на площади, не гром музыки, не махание шапками ново и сильно действовало, нет, вовсе нет, все эти ординарные проявления восторга, как мне кажется, даже не подходили к тому истинно новому и многозначительному, что внушала фигура Пушкина. Ново было именно это думающее доброе лицо, ново было торжество во имя человека, который и славен только работою своей мысли... Эта дума, эта мысль, не сходящая с лица поэта, который удостоился быть увековеченным потому только, что «пробуждал чувства добрые», - вот что ужасно ново, поучи­тельно...» После церемонии открытия памятника в залах Благородного со­брания (ныне Дом Союзов) и возле Московского университета состоялись торжественные акты и литературно-музыкальные вечера, организованные по инициативе городской Думы и Общества любителей российской словес­ности. В пушкинских вечерах принимали участие прославленные представи­тели российской литературы и искусства. Вечера были открыты увертюрами из опер «Руслан и Людмила»» М.И. Глинки и «Русалка» А.С. Дарго­мыжского, которые исполнил оркестр под управлением Н.Г. Рубинштейна.

Звучали произведения поэта. С приветственными речами выступили И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков, Д.В. Григорович, А.Н. Островский, А.Н. Майков, Я.П. Полонский и другие. Речи И.С. Турге­нева и Ф.М. Достоевского вошли в историю русской литературы. Много­численные телеграммы и письма были получены от иностранных почитате­лей таланта поэта

Более 100 лет прошло со дня открытия памятника поэту в Москве, но произведение Опекушина и поныне остается лучшим изображением по­эта в монументальной скульптуре. У его подножья в памятные пушкинские годовщины собираются многочисленные почитатели таланта поэта, высту­пают пушкиноведы, молодые литераторы читают свои произведения. Звучат стихи Александра Сергеевича Пушкина. Новые поколения людей поклоняются его бес­смертной поэзии.

В дополнение к небольшому фактографическому очерку рекомендуем обратиться к следующим изданиям:

Суслов И.М. Памятник А.С. Пушкину. - М., 1983. - 64 с.

Суслов И.М. А.М. Опекушин: Жизнь и творчество. - Яро­славль, 1968. - 75 с.

Достоевский Ф.М. Пушкин: Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности // Достоевский Ф.М. Избранные сочинения. - 1990. - С. 535-547.

Тургенев И.С. Речь по поводу открытия памятника А.С. Пуш­кина в Москве // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. - Т. 12. - М.,1986. - С. 341-350.

Пушкин в портретах: В 2 кн. - М.,1983.

 


 
 в начало страницы
Copyright © 2000 ЦБС №1 ВАО